Миры Высоцкого

Концептосфера поэзии В. С. Высоцкого: аксиологические и экзистенциальные концепты

Эта страница является частью публикации «Концептосфера поэзии В. С. Высоцкого: аксиологические и экзистенциальные концепты» .

Орловский государственный университет

На правах рукописи

ЗАКУРДАЕВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

КОНЦЕПТОСФЕРА ПОЭЗИИ B.C. ВЫСОЦКОГО:
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ

Специальность 10.02.01- русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук

ОРЕЛ — 2003

Работа выполнена на кафедре русского языка Орловского государственного университета.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Изотов Владимир Петрович

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Бондалетов Василий Данилович

кандидат филологических наук, доцент Набатчикова Татьяна Петровна

Ведущая организация: Тамбовский государственный университет

Защита состоится «8» октября 2003 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.01 при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г. Орёл, ул. Комсомольская, д.95.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Орловского государственного университета.

Автореферат разослан «___» сентября 2003 года.

Учёный секретарь диссертационного совета Гришанова В.Н. /2/

Общая характеристика работы

В последние два десятилетия появилось достаточно большое количество работ, посвященных изучению творчества B.C. Высоцкого (отметим, что первоначально в высоцковедении преобладала литературоведческая направленность, но в последние годы резко возросло количество работ, имеющих собственно лингвистический характер). Появились и монографии о его творчестве — В. Новикова, А. Скобелева, С. Шаулова, Н. Рудник, А. Кулагина и др., были защищены кандидатские (А. Евтюгина, Т. Сафарова и др.) и докторская (В. Новиков) диссертации. Появление таких работ свидетельствует о том, что творчество B.C. Высоцкого и по сей день остаётся актуальным и представляет несомненный интерес для исследователей.

Наше диссертационное исследование ведётся в рамках одного из актуальных направлений современной лингвистики, которое условно можно обозначить как «Концептуальный анализ и картина мира» (Ю.Д. Апресян, Ю.С. Степанов, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А.Д. Шмелёв и другие лингвисты). Оно основано на концептуальном анализе и ориентировано на изучение способов репрезентации языковой картины мира в художественном тексте, в частности, в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого.

B.C. Высоцкий жил в эпоху, когда сознание и мышление людей было сковано рамками официальной идеологии, поэтому не всегда можно было свободно выразить свои мысли вербально. Поскольку концепт представляет собой многомерную ментальную единицу, в состав которой входят как вербальные, так и невербальные компоненты (эмоциональные, образные, слуховые и др.), то средствами концептуального анализа можно «вскрыть» то содержание, которое присутствует в анализируемых концептах эксплицитно и имплицитно.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на рубеже 20-21 веков научно-лингвистическое освоение творчества Высоцкого находится в стадии становления, целостные монографические исследования, посвященные изучению концептуальной картины мира поэта, отсутствуют, поэтому появление работ такого плана необходимо и актуально. /3/

Объектом исследования стали стихотворения и песни B.C. Высоцкого, которые мы рассматриваем как единый поэтический дискурс, так как они в совокупности образуют взаимосвязанные «вертикальные» и «горизонтальные» смысловые единства.

Непосредственным предметом исследования стали языковые репрезентации концептов «Душа», «Судьба», «Тоска», «Дом», «Жизнь», «Смерть», «Время» в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого.

Цель диссертационной работы — выявить основные содержательные и структурные характеристики исследуемых концептов в дискурсе B.C. Высоцкого, выяснить, каковы представления поэта о соответствующих фрагментах окружающей современной ему действительности.

Указанная цель определила постановку исследовательских задач:

1. Определить содержание концептов «Душа», «Судьба», «Тоска», «Дом», «Жизнь», «Смерть», «Время» в национальной концептосфере и в дискурсе Высоцкого (с последующим их сопоставительным анализом).

2. Выявить структурные характеристики исследуемых концептов, используя полевый подход.

3. Исследовать взаимосвязь изучаемых концептов в концептосфере B.C. Высоцкого, рассмотреть языковые особенности их репрезентации в текстах поэта.

В соответствии с данными задачами был осуществлён выбор методов исследования. В диссертационной работе были использованы квантитативный метод, метод сплошной выборки языковых единиц, метод концептуального анализа с элементами компонентного и структурно-семантического анализа, полевый метод, элементы ассоциативного и доминантного анализа, а также анализ семантического пространства языка, репрезентирующего тот или иной концепт.

Научная новизна работы состоит, прежде всего, в том, что при анализе поэтического дискурса использовался поликонцептуальный подход, то есть изучались и подвергались анализу одновременно несколько семантических групп концептов в их взаимосвязи, что позволило найти новые пути изучения творчества поэта и фрагментарно реконструировать «каркас» его языковой картины мира. /4/

Теоретическая значимость. Материалы диссертации вводят в научный обиход новую информацию из области изучения концептуальной картины мира отдельной языковой личности — поэта B.C. Высоцкого. Принципы анализа и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества B.C. Высоцкого как целостной художественной системы.

Практическая значимость — полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания следующих вузовских дисциплин: общее языкознание, современный русский язык (лексикология, этимология), а также в процессе преподавания таких дисциплин, как культурология, философия, психология и др. Полученные сведения могут быть использованы и при проведении спецсеминаров и спецкурсов, предметом изучения которых будет являться языковая картина мира.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались на заседаниях аспирантского семинара при кафедре русского языка Орловского государственного университета в 2000-2003 годах, на научно-практических конференциях Орловского государственного университета в 1998 г., 2000 г., 2003 г., на конференциях в государственном культурном центре-музее B.C. Высоцкого в 2000 г., 2001 г., четвёртой Всероссийской научной конференции в славянском филиале Армавирского государственного педагогического института в 2002 году и нашли своё отражение в пяти опубликованных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав (I глава —«Теоретические основы концептологии», II глава — «Аксиологические концепты «Судьба», «Душа», «Тоска», «Дом» как квинтэссенция национального самосознания в поэтике B.C. Высоцкого», III глава — «Экзистенциальные концепты «Жизнь», «Смерть», «Время» — средства формирования концептуальной картины мира B.C. Высоцкого») и Заключения, Списка использованных словарей, Списка цитируемых и упоминаемых источников. /5/

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель и задачи, определяются научная новизна и практическая значимость работы, обозначаются методы исследования. Введение также содержит краткий обзор основных направлений изучения творчества поэта.

Глава 1 «Теоретические основы концептологии» посвящена характеристике основных единиц концептологии, включает в себя анализ содержания понятия «концепт» в лингвистической литературе; здесь исследованы истоки формирования данного понятия в философии (общие определения, идеи, универсалии, понятия, константы, категории и др.) и лингвистике, выявляется связь концепта с другими ментальными и лингвистическими единицами, функционирующими в сфере концептологии. Особое внимание в первой главе уделяется исследованию таких важных и не изученных полностью вопросов, как структура и типология концептов, методики их изучения.

Первоначально «концепт» и «понятие» были терминами философии, которая содержала универсальное знание о жизни и позже разделилась на более мелкие специализированные отрасли (в том числе и лингвистику). Только в начале 20 века из философской теории познания, обогатившись знаниями математики, логики, психологии возникает новая наука — концептология. Предметом её исследования являются концепты. «Их количество невелико, четыре-пять десятков, а между тем сама духовная культура всякого общества состоит в значительной степени в операциях с этими концептами»1 .1

Обобщив и проанализировав имеющиеся в научной лингвистической литературе определения термина «концепт», мы сформировали собственное представление о концепте, определив его как когнитивную единицу ментального мира человека, отражающую его опыт познания окружающей действительности, закреплённую в границах одного или нескольких словесных знаков. /6/

Концепт познаётся через анализ его языковых репрезентаций, но эта ментальная единица не существует изолированно, она функционирует в сфере языка наряду с другими лингвистическими единицами. Большинство исследователей (Ю.С. Степанов, Н.К. Рябцева, Е.А. Сполохова и др.) считает, что концепт представляет собой многослойную структуру, складывающуюся из различных исторических слоев. Концепт — динамичное образование, его эволюция отражается в его структуре (какой-то элемент в определенную эпоху становится актуальным, какой-то уходит в исторический строй).

Существует языковая единица (слово, словосочетание, фразеологизм, предложение и т.д.), выражающая концепт в наиболее полном объеме и общей форме. Эта единица используется исследователями как имя концепта. Однако имя концепта — это не единственный знак, который может активизировать его в сознании человека. Мы разделяем взгляды академика Ю.С. Степанова на структуру концепта и в соответствии с ними выбрали методику изучения конкретных концептов: идти от исследования внутренней формы — к современному пониманию концепта, а также к осмыслению его содержания в поэзии В. Высоцкого.

Методика изучения концептов, несомненно, должна быть адекватна предмету изучения. С.Х. Ляпин определяет несколько предметов (они образуют предметную область концептологии): это сами концепты, трансляционно-генетические свойства отдельных концептов, многообразия концептов и топологические или метрические свойства этих многообразий2. Исходя из этого, он определяет задачу концептологии —синтез концепта, поскольку понятия, образы, которые осмысливает человек, есть редуцированная форма концепта, то её нужно достроить до соответствующего ей концепта. В нашем исследовании концепт сначала подвергается анализу по составляющим, затем следует синтез, выявление места этого концепта в концептосфере национального языка и индивидуально-авторской концептосфере B.C. Высоцкого.

В каждой культуре концептуальная картина мира имеет свои составляющие, но при этом всегда среди них будут такие взаимосвязанные универсальные концепты, /7/ как «Время», «Жизнь», «Смерть», «Душа», «Судьба», исследованию которых и посвящены дальнейшие главы нашей работы.

Творчество B.C. Высоцкого насквозь концептуально. Наиболее явно в его поэзии представлены такие концепты, как «Дом», «Судьба», «Душа», «Тоска», «Жизнь», «Смерть», «Время». Часто представления поэта, лежащие в основе этих концептов, не совпадают с традиционными, общенациональными. Исследуемые во второй и третьей главах концепты тесно связаны с концептом «Человек», их типология (с точки зрения содержания) различна. Мы объединили концепты в две группы (аксиологические и экзистенциальные) по экстралингвистическому признаку, с точки зрения выражаемых ими мировоззренческих ценностей.

Во второй главе диссертации рассмотрены аксиологические концепты «Судьба», «Душа», «Тоска», «Дом» (аксиологические вследствие того, что они формируют мировоззрение поэта и, одновременно, играют важную роль в национальной языковой картине мира). Первые два концепта соответствуют понятиям, которые есть и в других культурах, но особенно значимы именно в русской, основу концепта «Тоска» составляет уникальное понятие, характерному только для национального менталитета; концепт «Дом» есть в каждом языке, но он интересен для нас тем, что получает особое осмысление у Высоцкого как яркого представителя целого поколения советских людей.

«Судьба» — один из важнейших концептов русской культуры, запечатлённых в её ментальном коде. В русском языковом сознании веками складывалось представление о судьбе, отличное от других народов. Структура концепта у Высоцкого такова: первый, внешний слой концепта представлен лексемами матч, жребий, удел, Провидение, долюшка, участь: «Я весь матч борюсь с собой — / Видно, жребий мой таков» («Вратарь»).

Центральный слой концепта представлен лексемами рок, фортуна. Рок — это не просто судьба, это злая судьба. В текстах В. Высоцкого он всегда персонифицирован: Пусть рок оказался живучей, / Он сделал что мог и что должен. («Марш аквалангистов»). Лексема фортуна выступает в различных проявлениях, прежде всего как синоним судьбы. /8/

Структура ядра (оно репрезентировано лексемой судьба) концепта «Судьба» также неоднородна. «Очевидно, ядро концепта «Судьба» соединяет и нечто, и Бога, а периферия конкретизирует их, включая множество промежуточных представлений, наделяющих судьбу самостоятельным бытийственным началом»3.

Представление о смерти и судьбе как отмеренном времени, урочном часе соотносит концепт «Судьба» со значением смерти как конца жизненного пути. Судьба — это жизненный путь героя от рождения до смерти, причём он изначально задан. Таким образом, актуализируется сема «предопределённость». Единство понятий «судьба», «время», «смерть» воплощается в номинации Судьбы как Рока.

В поэзии Высоцкого судьба встречается как в традиционных, так и нетрадиционных, окказиональных контекстах. С точки зрения концептологии нас будут интересовать, прежде всего, нетрадиционные контексты, в которых ярко выражено индивидуальное восприятие судьбы. В окказиональных контекстах лексема судьба встречается редко. «Я ни в тыл не просился, / Ни судьбе под подол» («Песня о погибшем лётчике») — здесь мы наблюдаем характерную персонификацию образов, чувств, а также характерное для поэзии Высоцкого поведение героя при встрече с судьбой. «Бывал я там, где и другие были, /Все те, с кем резал пополам судьбу» («Летела жизнь») — делить пополам судьбу с кем-либо означает делить жизненный путь, радость и горе, но у Высоцкого не делят, а режут судьбу пополам, то есть идут ей наперекор, герой ломает её, борется с предопределённостью. «Там трассы судеб и мгновенный наш век —/ Отмечены в виде невидимых вех» («О знаках зодиака») — в данном контексте трасса — дорога, состоящие из звёзд пути человеческих судеб, с помощью этой яркой метафоры звёздное небо предстаёт перед нами как гороскоп всего человечества. «Расплескалась судьба без остатка...» («Я скольжу по коричневой плёнке») — здесь судьба предстает как некая жидкость, она расплескалась, так как чашу жизни несли неосторожно, не берегли её, возникает ассоциация: «чаша судьбы — сосуд с алкоголем». Появление лексемы судьба в окказиональных контекстах, вероятно, связано с тем, что /9/ слово очень широко используется в современных текстах и происходит приспособление его значения к тому, что обозначается в высказывании.

Основное содержание концепта «Судьба» в русском языковом сознании следующее: это сверхъестественная сила, предопределяющая все события в жизни человека; в поэтике Высоцкого судьба наделяется экзистенциальным смыслом. Его герои не смиряются с судьбой, а активно ей противостоят. Жизнью человека управляют не Рок и Судьба, а сам человек. Таким образом, Судьба не имеет традиционного фатального значения.

Тема Судьбы, Рока является одной из философских доминант творчества Высоцкого. Концепт «Судьба» неразрывно связан с концептами «Жизнь и «Смерть»: Судьба у Высоцкого всегда трагическая, так как герой умирает, не успев выполнить своего предназначения.

«Одним из наиболее сложных, неоднозначных можно считать соотношение понятия / концепта и слова «душа», отражающих национально-культурную, ментально — психологическую специфику и ценностную ориентацию русского народа. Отмечается дифференциация философского, языкового, обыденного понимания и восприятия данного суперконцепта»4.

Учитывая тот факт, что во всех лексикографических дефинициях в лексеме душа выделяется архисема «живое», мы определили структуру концепта «Душа» у Высоцкого следующим образом: ядро концепта будет составлять лексема душа со значениями: 1) «жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа» («Ведь, может быть, в начальника /Душа твоя вселится» («Песенка о переселении душ»)); 2) «человек без плоти, бестелесный по смерти своей» («Наши души купались в весне» (Романс)); 3) «духовное существо, одарённое разумом и волею» («Ведь Земля — это наша душа, — / Сапогами не вытоптать душу!» (Песня о Земле)).

Центральный «слой» будут репрезентировать лексемы со значением: 1) «совокупность чувств, переживаний, настроений человека» («Если петь без души — / Вылетает из уст белый звук» («Белый танец»)); 2) совокупность характерных свойств, черт, /10/ присущих личности; характер человека: «А у ней — широкая натура, /А у ней —открытая душа» («Я любил и женщин и проказы»); 3) душа в значении «жизнь человека» («Зову: «Спасите наши души!» («Упрямо я стремлюсь ко дну»)); 4) «человек с телом и духом» (в этом значении существительное душа употребляется чаще во множественном числе) («Они нам детских душ не загубили, /Делили с нами пищу и судьбу»); 5) «внутренний мир человека» («Жаль, что вдруг тебя казнят, — / Ты с душой хорошею» («Солдат и привидение»)).

Периферия концепта представлена лексемой душа в следующих значениях: «самое основное, суть чего-либо», переносное значение («Я был душой дурного общества»)», лексема душа может употребляться в составе дружеского обращения («Но до того, душа моя, по странам по Муравиям /Прокатимся» («Реальней сновидения и бреда»); в составе идиоматических выражений (характерно для ранней лирики) («Я тебя одену в пан и в бархат, / В пух и в прах и в бога душу вот» («Катерина, Катя...»)); разг. в значении «человек» (обычно при указании количества или в устойчивых выражениях) («Сорок душ посменно воют — / Раскалились до бела» («Письмо в редакцию телепередачи....»)). А также в этот слой мы включаем лексему душа с индивидуально-авторской трактовкой, поскольку помимо традиционных контекстов, лексема душа встречается и в нетрадиционных, где она получает окказиональное значение. Изучение функционирования этой лексемы в этой группе контекстов даёт возможность говорить о специфике преобразования Высоцким языкового материала, то есть о его идиостиле.

В окказиональных контекстах душа предстаёт как жидкость («Словно капельки пота из пор /из- под. кожи сочилась душа» («Прерванный полёт»); предмет (такое понимание души парадоксально, ведь главное в её определении то, что это духовная сущность) («Тут не пройдут и пять минут, /Как душу вынут, изомнут, /Всю испоганят, изорвут, / Ужмут и прополощут» («Ошибка вышла..»)); земля, почва («От них от всех, о Боже, охрани — / Скорее, ибо душу мне они / Сомненьями и страхами засеяли!» («Две просьбы»)); вместилище («Сквозь меня, многократно просеясь, / Чистый звук в ваши души летел» («Песня микрофона»)); душа отождествляется с /11/ домом (связь двух концептов): («И душа — крест-накрест досками, — / Но и он пошёл на фронт» («Все ушли на фронт»)).

Аксиологический концепт «Душа» исключительно важен для поэтического самосознания Высоцкого, его содержание отражает специфические черты национального мировоззрения — приоритет иррационального, духовного над материальным, прагматическим, идеалистический характер мировоззрения. В художественном дискурсе Высоцкого душа определяется через эмоционально-экспрессивное пространство, её неотъемлемыми характеристиками являются широта, простота, бескорыстность. Душа в текстах поэта часто является синонимом психической деятельности человека (в значении лексемы основными являются семы «бессмертная», «живая»). В структуре концепта преобладает образная составляющая.

B.C. Высоцкий существенно расширяет состав значения концепта «Душа»: ядро составляет национально-специфическое содержание лексемы душа, а периферия отражает семантическую многоплановость в трактовке концепта, в результате возникают новые значения, не зафиксированные словарями. Вследствие этого появляются окказиональные синонимы понятия «душа», обогащающие семантику концепта.

Содержание концепта «Тоска» составляет уникальное русское понятие — «тоска». Данный концепт формировался в русском языковом сознании на протяжении многих веков, что отражают лингвистические средства его репрезентации. Тоска есть результат ограничения воли, свободы, поэтому у свободолюбивых русских, исторически несвободных, она часто вырождается в произвол и разгул. Тоска в текстах поэта выступает как активный деятель, что отражается в валентности лексемы — репрезентанта (лексема тоска чаще всего вступает в синтаксические связи с глаголами).

Концепт «Тоска» в поэзии B.C. Высоцкого имеет пять основных проявлений. Структура концепта обусловлена его содержанием. Ядро его содержит лексему тоска с семой «чувство». Чаще всего тоска проявляется как чувство: скука («Всё в прошлом, я зеваю от тоски» («Посещение Музы или Песенка плагиатора»)), бесшабашность («В бесшабашной жил тоске и гусарстве..» («Про дикого вепря»)), тревога («Мы ждём атаки до тоски..» («Блистал закат как сталь клинка»)), страдание, гнетущее чувство («От большой тоски по маме..» («Сказка про несчастных лесных жителей»)), /12/ сожаление («Тоска по романтике» («Я не успел»)), тоска как томление: («И в предсмертном томленье..» («Оплавляются свечи..»); как совокупность различных чувств («Вечность и тоска — игрушки нам!» («Песня космических негодяев»)).

Центральный слой концепта репрезентирует лексема тоска со значением «состояние души героя» («И когда мне так уж тошно, хоть на плаху...» («Татуировка»)).

Периферия представлена лексемами с окказиональными значениями, не зафиксированными словарями: 1) тоска как причина («Ведь вчера мы только брали с ним с тоски по банке...» («Песня конькобежца»), 2) тоска как предмет («Крал тоску из внутренних карманов / Наших душ, одетых в пиджаки» («Енгибарову — от зрителей»)), 3) как жидкость («Вливали в нас тоску- печаль» («Открытые двери больниц, жандармерий...»)), 4) встречаются синкретичные случаи, например, сочетание чувства и предмета («День-деньской я с тоской за тобой» («Напролёт целый год — гололёд...»)), 5) как живое существо («Вдруг тоска змеиная, зелёная тоска, / Изловчась, мне прыгнула на шею» («Грусть моя, тоска моя»)).

В поэтике Высоцкого тоска проявляется как целый спектр чувств, она часто сопутствует герою, подвигая его на те или иные поступки. Самой актуальной семой в составе лексемы тоска является сема «страдание». Несмотря на немногочисленность употреблений данной лексемы в дискурсе поэта (по сравнению с другими анализируемыми лексемами — репрезентантами), нельзя недооценивать её значимость.

Концепт «Тоска» в поэзии В. С. Высоцкого выступает в различных проявлениях, но его основное содержание сводится к следующему: тоска есть следствие одиночества героя. С мотивом одиночества, отсутствия семьи тесно связано содержание концепта «Дом» в поэтике B.C. Высоцкого.

Концептосфера "Жилище человека" в лирике Высоцкого представлена множеством концептов, имена которых часто выступают как контекстуальные синонимы к лексеме дом (терем, здание, барак, изба, тюрьма, камера, шалаш, квартира, палата, замок, дворец, строение, жильё, хата, вилла, обитель, пещера, землянка). Несомненно, концепт «Дом» является ядром концептосферы "Жилище человека». У Высоцкого лексема дом — разной семантической наполняемости. Ядро концепта составляет лексема /13/ дом со значениями, в которых доминирует сема «строение»: дом — это, прежде всего, конкретное жилое помещение: квартира, здание, терем и др. («Мы в высоких живем теремах» («Так случилось, мужчины ушли...»)).

Центральный «слой» репрезентирован лексемой дом со значениями, в которых доминирует сема «семья»: дом как свое жилье, люди, живущие вместе, семья: («Дома я раздражителен, резок и груб...»); наиболее широко — дом, как место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. Дом как бы вырастает в своих размерах, дом отождествляется с планетой Земля («Земля — постель, / а небо кров, /Мне стены — лес, /могила — ров...» («Живу я в лучшем из миров»)). Периферия представлена лексемой дом с доминирующей семой «заведение», «учреждение»: дом как заведение, обслуживающее какие-либо общественные нужды: («И за это их держат в домах, /Называемых тюрьмами...» («Здравствуйте, наши добрые зрители..»)).

В основе концепта «Дом» лежит понятие «дом», которое по своей природе архетипично. Дом — это обжитое человеком пространство в «серединном мире», перекрёсток «горизонтальной» и «вертикальной» осей в пространстве человеческого бытия, национальная специфика содержания этого понятия реализуется в его охранной, защитной для человека функции. Это всегда позитивный образ. B.C. Высоцкий переносит содержание архетипа «Дом» на современную почву, преломив его через призму собственного мировидения. В его поэтической системе сосуществуют два образа дома — идеальный (который является национальным топосом) и реальный (он составляет содержание концепта «Дом» в поэтическом дискурсе Высоцкого, имеет негативную коннотацию). Эти отличия от традиций русской литературы ценны не столько сами по себе, сколько тем, что они являются определенным знаком (концептом) целого поколения советских людей, выразителем которых и явилось творчество поэта.

Третья глава посвящена анализу экзистенциальных концептов «Жизнь», «Смерть», «Время». Их изучение позволит выяснить пространственно-временную структуру художественного мира Высоцкого.

Жизнь и смерть являются предельными основаниями человеческого бытия, они неотделимы друг от друга. По сути дела, речь идёт о триаде: жизнь-смерть-бессмертие, /14/ поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Таким образом, все три концепта оказываются генетически связанными между собой.

Концепт формируется на базе понятия, а основу понятия «жизнь» составляет совокупность лексических значений слова жизнь. Структура этого концепта такова: ядро составляют общеязыковые значения слова, на периферии располагаются окказиональные трактовки данного понятия, которые составляют четверть всех словоупотреблений и характеризуют особенности содержания и выражения концепта «Жизнь» в концептосфере B.C. Высоцкого.

Ядро концепта репрезентировано лексемой жизнь в следующих значениях: 1) в значении «физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти» лексема жизнь употребляется довольно часто, причём речь идёт обычно о жизни человека («Я при жизни был рослым и стройным» («Памятник»)); 2) жизнь как «полнота проявления физических и духовных сил» имеет особое значение для Высоцкого, хотя лексема жизнь употребляется в этом значении редко («Нет, жить можно, жить нужно и — много...»); 3) концепты «Жизнь» и «Время» неразрывно связаны через значение «жизнь как период существования кого-либо», причём в поэтике Высоцкого чётко прослеживается желание героя продлить свою жизнь, так как он не успевает осуществить все свои желания, намеченные цели за тот срок, который отпущен ему свыше («Срок жизни увеличился, — и, может быть, концы / Поэтов отодвинулись на время!» («Песня о фатальных датах и цифрах»)). Ощущение хрупкости и скоротечности жизни придаёт трагическую, экзистенциальную окраску лирике Высоцкого.

Центральный «слой» концепта представлен лексемой жизнь в следующих значениях: 1) «образ существования» («Бедняки и бедолаги, /Презирая жизнь слуги...» («Песня о вольных стрелках»)), при этом важную роль играют определения при лексеме жизнь, являющиеся своего рода конкретизаторами, указывающими на качество этой жизни; 2) случаи употребления лексемы жизнь в значении «деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях» единичны («Такова вся спортивная жизнь» («Песенка про прыгуна в высоту»)) 3) жизнь как «окружающая нас реальная /15/ действительность» ( «От жизни никогда не устаю» («Я не люблю»)). Помимо лексем, в экспликации концепта «Жизнь» участвуют и устойчивые словосочетания.

Периферия концепта представлена яркой палитрой окказиональных смыслов у лексемы жизнь: мишень («И чёрной точкой / На белый лист /Легла та ночка / На мою жисть!» («Песня про снайпера»)), алфавит («Я где-то / Уже в «це-че-ше-ще» («Общаюсь с тишиной я»)), предмет («А не то моя жизнь будет смята» («У меня долги перед друзьями»)), дорога («Все — по жизни едем трамваем» («Граждане! Зачем толкаетесь...»)), нить, волос («Порвал гнилую жизни нить» («В одной державе, с населеньем...»)) и др.

Особую группу составляют персонифицированные образы жизни. Отметим, что единый визуальный образ Жизни отсутствует (в отличие от Смерти — старуха с косой, скелет) в национальном сознании. Персонифицированная Жизнь выступает у Высоцкого в нескольких ипостасях: 1) как некая карающая сила, аналогичная Року («Что жизнь сама таких накажет строго» («Милицейский протокол»)), 2) как человек, человеческая особь («Летела жизнь в плохом автомобиле / И вылетела с выхлопом в трубу» («Попытка самоубийства»)), в данном случае Жизнь чаще всего выступает в образе женщины (реализуется в контексте в антиномии Жизнь — Смерть).

Концепт «Жизнь», также, как и концепты «Смерть», «Время», рассматриваемые в этой главе, имеет безденотативное содержание. Жизнь Высоцкий определяет как процесс, одной из фаз которого является смерть, за которой снова следует жизнь, но уже в новом качестве — как сверхбытие. Таким образом, возникает своего рода круговорот жизни и смерти.

Лингвистическое осмысление содержания концепта «Смерть» характеризуется неоднозначностью, что связано с природой данного феномена, его идеальной сущностью. Структура значения лексемы смерть включает в себя четыре основные семы: 1) конец жизни, 2) неизбежность, 3) предопределённость, 4) необратимость. Смерть ставит точку в конце жизненного пути человека, но у Высоцкого содержание понятия «смерть» отличается от традиционного.

Семантическое поле «Смерть» достаточно объёмно: труп, мертвец, покойник, могила, бессмертие, похороны, кончина, убийство и т.п. Однако нашей задачей является /16/ изучение концепта «Смерть», основным репрезентантом которого является лексема смерть и её синонимы, исследованием этого материала мы и ограничились.

Концепт «Смерть» имеет трёхслойную структуру: ядро его составляют общеязыковые значения этого слова, центральный слой — окказиональные значения лексемы смерть, на периферии находятся языковые синонимы к данному слову: гибель, конец, кончина и др.

Лексема смерть чаще всего у Высоцкого употребляется в двух значениях: «прекращение жизнедеятельности организма и гибель его» (т.е. в биологическом смысле) («После смерти для всех свои птицы найдутся», «Объявлен праздник всей земли — / День без единой смерти!».); «прекращение существования человека, животного» («Вы собаки — и смерть вам собачья!», «Злая гадюка кусила его — / И принял он смерть от коня своего».) В некоторых контекстах встречается данная лексема с философским содержанием, смерть как антоним жизни: «Вдали пожар и смерть! Удача с нами!».

Особенности формирования концепта в сознании языковой личности связаны, прежде всего, с наличием индивидуально-авторских значений у исследуемых лексем — репрезентантов концепта. Лексема смерть получает у Высоцкого порой неожиданные интерпретации. Она может выступать в стихотворениях поэта как некая субстанция («Мне этот бой не забыть нипочём — / Смертью пропитан воздух»), как состояние («И в эту ночь, и в эту смерть, и в эту смуту...»), смерть может выступать в некоторых контекстах как некая слепая сила, перед которой ничто не может устоять («Смерть самых лучших намечает — / И дёргает по одному»). Очень часто в текстах поэта Смерть является персонифицированным образом (Жизнь — гораздо реже).

Периферию концепта составляют синонимы кончина, конец, гибель, которые поэт редко использует. Все синонимы образуют словосочетания, так или иначе указывающие на то, что смерть — это процесс, но у Высоцкого этого нет, смерть у него не является процессом, это одномоментное действие. Основное содержание концепта, на наш взгляд, сформулировал сам поэт, говоря о своих друзьях (однако это в равной степени относится к нему самому и к его поэзии): «Мои друзья ушли сквозь решето — /17/ / Им всем досталась Лета или Прана, — / Естественною смертию — никто, / Все — противоестественно и рано». («Я не успел»).

Концепты «Жизнь», «Смерть», «Время» — основные единицы пространственно-временной структуры художественного мира поэта. Чаще всего концепт «Жизнь» репрезентируется как фрейм, «Смерть» — как представление, «Время» — это концепт-понятие. Границы жизни и смерти проницаемы: жизнь переходит в небытие (смерть), затем жизнь возрождается вновь (как сверхбытие). Таким образом, в результате переосмысления Высоцким содержание данных концептов стало следующим: смерть перестаёт быть неотвратимой, а жизнь получает ещё одну форму своего существования, очень похожую на смерть — сверхбытие.

Структура концепта «Время» в поэтике B.C. Высоцкого такова:

Ядро

Время (52), время (28)

Центральная зона

Эра (4), эпоха (6); век (64); год (70), лет (39); месяц (10); неделя (6); вчера (18), сегодня (27), завтра (16); сутки (13); день (99), ночь (43), утро (24), вечер (8); час (53).

Периферия

Минута (13), момент (7),

секунда (8),

мгновение (14), миг (22).

(Курсивом выделены лексемы, обозначающие относительное время, в скобках дана частота употребления слов — определена нами). Таким образом, в центральной зоне находятся лексемы, указывающие на значительные по длительности промежутки времени, на периферии — указывающие на сравнительно небольшие промежутки времени.

В поэзии Высоцкого миг играет особую роль, это время максимального проявления чувств, в этот миг в герое совершается важная духовная перемена: «Столько было в этот миг в моём взгляде на мир /Безотчётной отчаянной прыти...» («В голове моей тучи безумных идей»), минимальный временной промежуток обозначают также лексемы мгновенье, секунда; но для Высоцкого единицей кратковременности служат не секунды, а надбытовой миг.

Лексемы, входящие в периферийный слой концепта «Время», несмотря на то, что они (в большинстве своём) могут принадлежать к единицам физического времени, означают относительное время, которое, главным образом, характеризуют внутреннюю /18/ жизнь человека. Здесь наблюдаются «...три различные интерпретации событий на базовом интервале времени: «бытовое», «повседневное» (минута, секунда); «исключительное», «надбытовое» (миг, мгновение); «рациональное», «аналитическое» (момент)»5.

Основу центрального слоя концепта «Время» составляют понятия, обозначающие различные отрезки длительности, как определённые (месяц, год,), так и неопределённые (эра, эпоха). Лексема час выступает в текстах Высоцкого в своём основном значении — 1/24 часть суток, однако может быть выражена как имплицитно, так и эксплицитно: «Опять дают задержку до восьми — / И граждане покорно засыпают» («Через десять лет»).

Наряду с часом части суток обозначают лексемы утро, день, вечер, ночь (причем они обозначают относительное время). При употреблении слова день во множественном числе (дни) наблюдается следующая закономерность: либо эта лексема указывает на особую длительность времени (тогда дни «долгие, длинные»), которое не интенсивно заполнено событиями («Дни тянулись с ней нитями лжи...»), либо лексема указывает на особую значимость для субъекта этих дней (тогда дни «светлые», «тяжкие», «грешные»), то есть из всей череды дней выделяется некий отрезок времени, в событийном плане очень важный для субъекта («Бывают дни, когда я голову в такое пекло всуну...» («Песня о Судьбе»)).

Лексема ночь репрезентируется чаще всего в своём прямом значении «тёмное время суток», однако ночью совершается гораздо больше событий, чем днём. Лирический герой Высоцкого «не спит ночами», «ночью думы муторней», «ночью кропаю», то есть ночное одиночество даёт ему возможность творить. Все негативные ситуации разрешаются ночью: В «Песне о вещей Кассандре» на Трою нападают «И в эту ночь, и в эту смерть, и в эту смуту», в «Пародии на плохой детектив» Джон Ланкастер ночью «Щёлкал носом — в ем был спрятан инфракрасный объектив» и т.п. Неделя у Высоцкого воспринимается как череда дней, то есть, мыслится как относительное /19/ время («А жить ещё две недели, /Работы — на восемь лет...» («Песня командировочного»)).

В текстах поэта в концепт «Время» включены два концепта: «Абсолютное время» и «Относительное время», последний может быть репрезентирован такими лексемами, как вчера, сегодня, завтра, которые связаны с осознанием времени сквозь призму концепта «Линейное время», рефлектирующий субъект как бы стоит на линии времени, осмысливая события относительно своего места на этой прямой. Причём настоящее — это область непосредственного переживания времени. Реальность ощущений в настоящем служит человеку гарантом реальности времени. Если вчера и сегодня обозначают соответственно прошедшее и настоящее время, то завтра связано с надеждами, чаяниями героя, оно является следствием дня сегодняшнего: «А я сидел с засаленною трёшкой, /Чтоб завтра гнать похмелие моё» («Смотрины»), оно (в большинстве случаев) известно.

Месяц, в отличие от предыдущих единиц, является единицей счёта точного физического времени в рамках годичного цикла. При употреблении данной лексемы в единственном числе точность её лексического значения сохраняется («Девять месяцев — это не лет!»), во множественном числе лексема приобретает значение «длительный отрезок времени» («Долго спорили — дни, месяца...» («Про глупцов»)).

Год также является одной из важнейших временных характеристик, поскольку годами человек отмеряет отпущенное ему время жизни, год связан с естественно-природным циклом (от рождения — весны до смерти — зимы). В поэзии Высоцкого эта лексема многозначна. Встречаются и имплицитные формы выражения лексемы год: «Только лучше б в сорок первом / Нам не драться под Москвой!» («Реже, меньше ноют раны»). Супплетивная форма лет также частотна (примерно треть всех употреблений). Высоцкий даже создаёт окказиональную лексему, чтобы обозначить максимальный по длительности интервал времени: «Сквозь миллионолетья, эпохи и века...» (Сначала было Слово...»).

Век по сравнению с предыдущими единицами исчисления времени имеет важное отличие не только в обозначении продолжительности интервала времени, границы века выходят за рамки одной человеческой жизни. В границах века происходит рефлексия, /20/ осознание во времени себя не как отдельной личности, а как части социума, поколения, живущего в определённой культурной, социально-экономической, политической атмосфере. У Высоцкого век — это, прежде всего, «столетие» (в большинстве контекстов), век в значении «исторический период, эпоха» встречается редко, в основном в сатирических песнях («Про любовь в каменном веке», «Много во мне маминого...» и др.). В этом значении век не является точным измерением физического времени, при этом количество времени увеличивается. Мы уже упоминали о связи концептов «Жизнь» и «Время», эта связь ярко проявляется посредством значения «жизнь, существование» у лексемы век («Досадно попугаем жить, /Гадюкой с длинным веком...» («Песенка о переселении душ»)). В качестве наречия, в значении «всегда, вечно» лексема век также присутствует в текстах поэта («И так им было хорошо — /Любить её он клялся век» (Она на двор — он со двора»)).

У Высоцкого слово эпоха употребляется в значении «крупный исторический период» («Знаете, в кино эпоха / Может пролететь за миг» («Песенка киноактёра»)). Во множественном числе эта лексема употребляется только в составе триады — «Сквозь милллионолетья, эпохи и века», «все года, и века, и эпохи подряд», не сохраняя при этом своё значение «крупный исторический период».

Поскольку основой концепта «Время» является соответствующее понятие, то лексема время и будет основным репрезентантом концепта «Время». Понятие «время» очень многогранно, в текстах Высоцкого оно выражено не одним десятком лексем, однако ядро концепта репрезентировано лексемой время, встречающейся у поэта в следующих значениях: 1) «длительность существования чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами... и т.д.» («Обычно надо позарез, /И вечно времени в обрез» («Мы без этих машин — словно птицы без крыл»)); 2) «отрезок, период, момент, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет, в который что-нибудь совершается» («Было время — и были подвалы» («Баллада о детстве»); 3) «подходящая, удобная пора, благоприятный момент» («...просто время приспело» («Я из дела ушёл»)); 4) «в грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему» («Смотрю французский сон с обилием времён» («Люблю тебя сейчас»)). /21/

Время в сознании поэта (что, в свою очередь, нашло своё отражение в языке) представлено в нескольких ипостасях: как определённый временной промежуток, как точная дата, мера времени, оно может быть неким предметом, время в окказиональных контекстах как бы материализуется («Сгорело время...» («Дела»)), время может выступать в качестве одушевлённой силы, подобно Року, Судьбе («Время эти поня-тья не стёрло», «Время подвиги эти не стёрло» («Песня о Времени»). В одном из контекстов сохранён древний синкретизм пространства и времени ( то есть время может являться мерой пространства) («По пространству-времени мы прём на звездолёте»), но это сделано автором намеренно, с целью создания особого колорита для «Песни космических негодяев». Нередки случаи уподобления времени живому существу: «И в машину ко мне / постучало просительно время» («Из дорожного дневника»).

«Концепт время представлен у поэта достаточно разнообразно. Всё это многообразие представлений сводимо к двум блокам — конкретное проявление времени и тексты-времяконцепты»6, такие, как «Песня о новом времени», «Песня о времени» и др.

Концепт «Время» составляет ядро философской системы поэта, в его основе лежит экзистенциальное понимание времени, так как в поэтическом дискурсе Высоцкого присутствует, в основном, так называемое «переживаемое время» — «время жизни», приоритет отдаётся концепту «Относительное время». Величина времени зависит не от протяжённости действия во времени, а от наполняемости событиями определённых временных отрезков. Время у Высоцкого, с этой точки зрения, субъективно. Основу временной концепции поэта составляет концепт «Линейное время», но трактуемый нетрадиционно.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и делаются основные выводы. /22/

Основные научные результаты опубликованы в следующих работах:

1. Янчевская Н.В. К содержанию концепта «Дом» // Параметризация способов словообразования. По материалам одной защиты. Стенограмма и статьи. – Орёл, 2000. – С.79-82.

2. Янчевская Н.В. К вопросу об исследовании концепта «Судьба» в поэзии B.C. Высоцкого // Полифилология — 2. Сборник статей. – Орёл, 2000. – С.72-77.

3. Янчевская Н.В. Аккумулирование национальных культурных смыслов в содержании концепта «Тоска» в поэзии B.C. Высоцкого // Этнос. Язык. Культура: культурные смыслы в народном языке и художественных текстах: Материалы четвёртой всероссийской научной конференции. В. 4. – Славянск-на-Кубани, 2002. – С. 142-145.

4. Янчевская Н.В. Особенности экспликации концепта «Время» в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого // Полифилология — 4. Сборник статей. – Орёл, 2003. – С.7-16.

5. Янчевская Н.В. Репрезентация концепта «Жизнь» в прецедентных текстах B.C. Высоцкого // Словообразование как факт — 2. Сборник статей. – Орёл, 2003. –С.82-85.

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии

Орловского областного комитетa государственной статистики

пер. Воскресенский. 24 Формат 60x84 1/16

Печать офсетная Усл. п.л. 1,1

Заказ № 46. Тираж 100 экз.

23


1 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. – М. – 1997. – С. 7.

2 Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода //Концепты. Научные труды центрконцепта. – Вып. I. – Архангельск. – 1997.-С. 20-21.

3 Чернейко Л.О., Долинский В.А. Имя Судьба как объект концептуального и ассоциативного анализа // ВМУ. – Сер.9. Филология. – 1996. – № 2. – С. 30.

4 Буянова Л.Ю. О концепте «Душа» в лингвистической традиции. – Филология. – 1998. – №13. – С. 13.

5 Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира. (Модели пространства, времени и восприятия). – 1994. – С. 138.

6 Изотов В.П. Филологический комментарий к творчеству B.C. Высоцкого. Проект // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 5. – М., 2001. – С. 195.