Миры Высоцкого

Смыслообразующая функция автометапаратекста в концертном наследии Владимира Высоцкого

Эта страница является частью публикации «Смыслообразующая функция автометапаратекста в концертном наследии Владимира Высоцкого» .

Основной способ бытования песен Высоцкого – это концерт, важной чертой которого является большое количество так называемых «прозаических» вставок, часто отличающихся достаточно большим объемом. Связано это с тем, что концерт Высоцкого строится как своего рода творческая встреча.

Задача нашей работы – выявить смыслообразующую функцию авторских вступлений в концерте Владимира Высоцкого. Это концерт, как и прочие концерты поэта, принято именовать по месту и дате его проведения: Москва, НИИ Электроники, 03.05.79.

Ю.Б. Орлицкий отмечает ряд функций, характерных для «прозаической вставки» в контексте песни как художественного целого. Авторское вступление выполняет функцию автокомментария к песне; может связывать песни в концерте, обеспечивать ролевой характер песен, способствовать экспликации заглавия[1]. Однако анализ показывает, что функций авторского вступления оказывается намного больше.

Мы попытаемся рассмотреть авторские вступления и особенности их функционирования и доказать, что это одна из циклообразующих и смыслообразующих связей в таком контексте, как концерт.

Одним из компонентов, включенных в автокомментарий на концерте, является заглавие. Для песенного жанра его наличие носит принципиальный характер. В рассматриваемом концерте мы можем говорить о почти тотальной экспликации заглавий во вступлениях перед песнями. Например: «Сейчас песня, которую я хочу вам показать, называется “Тот, который не стрелял”, тоже на военную тему»[2]. Исключение составляют первая песня «На братских могилах…» и песня «Ой, где был я вчера…», а перед песнями «Дорожная история…» и «Семейная картинка…» не звучит фраза «песня называется…», то есть формально заглавие не эксплицируется.

Сразу оговорим, что в концерте заглавие презентуется особым образом: от концерта к концерту заглавие одной песни может меняться (особенно это касается объемных заглавий), сохраняя при этом отдельные компоненты, то есть мы имеем дело с вариативностью и стабильностью одновременно. Эта особенность характерна только для заглавий песен. В поэзии такая вариатиативность является отклонением от нормы.

Появление заглавий, которые отличаются достаточно большим объемом и носят «подчеркнуто прозаический характер»[3], отмечается у Высоцкого на протяжении всей его концертной деятельности. В исследуемом концерте мы можем назвать две песни с заглавиями такого типа: «Лекция о международном положении в изложении попавшего на 15 суток за мелкое хулиганство» и «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное и невероятное» из сумасшедшего дома с Канатчиковой дачи».

«Лекция…» имеет более 30 вариантов названия[4]. Иногда это «Впечатление от лекции…», иногда «Размышление по поводу лекции…». И сразу появляется несколько вариантов возможного восприятия следующей песни: от лица, читающего лекцию, от лица, слушающего, размышляющего… Одно восприятие не отменяет другое. Все это в системе дает более широкое понимание песни с разных точек зрения.

Указание на ролевую природу песен особенно значимо в концертном творчестве Высоцкого. Чаще всего «прологи» строятся таким образом, что автор выступает в них от собственного имени (Я), а героя ролевой лирики или лирического героя песни номинирует как третье лицо (Он). Субъектом вступления является биографический автор Владимир Высоцкий, а объектом его высказывания становятся зрители-слушатели[5].

Приведём вступление к песне «Про речку Вачу и попутчицу Валю», в котором рассказывается о «бичах», от лица одного из которых ведется рассказ в песне: «Для справки просто я вам хочу сказать, есть такой термин «бич», «бичи»… Они находятся где-то там, в районе морей и океанов. Это бывшие моряки, которые потом спускаются на берег, запивают, ну и как-то они потом начинают…, корабль уйдет, их спишут с судна, потом они прибиваются то к геологам, то к старателям, пытаются вырваться, и некоторым удается. У них там бывают очень интересные люди. Вот…А это песня такая шуточная…» Автор рассказывает о своем герое в третьем лице. Не забудем, что Высоцкий еще и актер, он говорит о персонаже, которого ему предстоит сыграть. Я в прологе – это еще одна роль, роль автора-исполнителя, актера-исполнителя. Но после перехода границы вступления и песни меняется и субъект повествования, что обусловлено ролевой природой песни. Теперь субъект – это персонаж, который также говорит от первого лица: «Под собою ног не чую…»

Самая очевидная, но очень обманчивая функция авторского вступления у Высоцкого – это пояснение авторской позиции, авторского понимания песни. В концерте Высоцкий на вопрос, «что вы имели в виду под той или иной песней», отвечает: «…что имел, то и написал, а что вы увидели – это уже в меру вашей образованности», «творчество – это такая вещь, ты не можешь знать точно…» Но все-таки сам Высоцкий вступлением перед песней регулирует это впечатление, выбирает какой-то один аспект для каждого конкретного вступления.

Здесь мы можем также наблюдать некоторую устойчивость тех или иных фрагментов авторского вступления. Высоцкий часто устоявшиеся куски прозаического текста переносил из концерта в концерт. Вот как он комментирует «Песенку о переселении душ»: «Послушайте шуточную песню, прежнюю мою… Вот эта песня. Она такая просто шутка, но я считаю, что ее можно петь до сих пор. Называется она “Песенка о переселении душ”. Это о том, что мы с вами не умираем, а душа наша просто переселяется в животных, предметы, в растения, в насекомых, в камни, в общем, куда ордер получишь». И уже после самой песни объединяет ее с «Веселой покойницкой»: «Если такой успех у потусторонней песни, еще одну». Это самый наглядный пример циклизации, когда авторское вступление становится связкой и до и после песни.

Рассмотрим некоторые особенности данного вступления подробнее. С самого начала Высоцкий дает «жанровое» обозначение песни – «шуточная», и указывает на то, что песня не новая – «прежняя моя». Озвучивается заглавие: «Песенка о переселении душ». Это одно из многих авторских наименований песни, которые менялись от концерта к концерту в зависимости от аудитории и места песни в общем контексте. Можно говорить и о продолжении «жанровой» тематики: «Песенка…» как песня ни о чем, шуточная песня с незамысловатым текстом. Далее этот план прямо раскрывается: «Это о том, что мы с вами не умираем…»

Но смысл оказывается значительно глубже того, что представлено во вступлении. Высоцкий в одном из концертов говорил, что «тексты… информация, в общем, что за этим стоит, чтобы везде было нанизано на серьез, на печаль, даже если это шутка». Между тем, автору важно, чтобы предпонимание пошло не по пути глубинной мысли, чтобы слушатель просто посмеялся над песней. И только подумав и проанализировав, понял весь ее не только юмористический, но и трагикомический смысл[6]. Главное автор говорит в песне, а не в прологе к ней. В прологе же словно сознательно уводит в сторону от глубинных смыслов песни.

Далее Высоцкий объединяет эту песню со следующей в своеобразный микроцикл как «потусторонние» песни. И у «Песенки о переселении душ», и у «Веселой покойницкой» появляется нечто общее, хотя на первый взгляд песни совершенно о разном.

Высоцкий очень часто создавал такого рода микроциклы в концерте. А вместе с тем, у него есть действительно циклы или дилогии, объединённые изначальным авторским намерением: «Очи черные» («Погоня» и «Старый дом»), «Честь шахматной короны» («Подготовка» и «Игра») и др. Мы же говорим о циклах, которые создаются во время концерта и с разной степенью частотности могут переходить из концерта в концерт. Обычно они состоят из двух-трех песен, часто достаточно разнородных. Объединение осуществляется в словах между песнями: «Братские могилы» и «Тот, который не стрелял» – военные песни; «Песенка о переселении душ» и «Веселая покойницкая» – «потусторонние» и тут же «Веселая покойницкая» и «Одна научная загадка…» – «песни о трагическом конце»; «Ой, где был я вчера…» и «Лекция…» - антиалкогольные песни; дорожные истории: «Чужая колея» и «Песня шофера» и т.д. Одна песня словно переходит в другую, ведь концерт – это действительно единство, цикл песен, связанных между собой единым авторским комментарием. Песни в таких микроциклах приобретают дополнительные смыслы.

И даже когда автор отступает от так называемых прямых функций комментирования следующей песни в своих вступлениях: говорит об особенностях авторской песни, о том, как он поет, о чем, для кого, может рассказать о театре, кино, единство концерта не теряется.

Итак, можно выделить следующие функции авторских вступлений:

1) вступление комментирует песню, часто сознательно суживая её смысл;

2) вступление обеспечивает ролевой характер песни

3) вступление связывает песни между собой

4) вступление способствует экспликации заглавия

По поводу последнего пункта оговорим, что заглавие не просто эксплицируется в концерте Высоцкого, его вариативность позволяет посмотреть на песню с нескольких точек зрения. Если же говорить об авторском объяснении песни во вступлении, то нельзя назвать его единственно верным. Это лишь один аспект, остальное (и часто самое главное) слушатель должен понять сам. Кроме того, смыслы песня приобретает в микроциклах Высоцкого, в которые объединяются на первый взгляд разнородные песни.

Таким образом, можно заключить, что авторские вступления занимают значительное место в концерте Высоцкого; они берут на себя роль повествовательной «рамы», за счет которой создается единство восприятия не только данного концерта, но и всего песенного наследия поэта.


[1] См.: Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в песнях Галича и Высоцкого: авторское вступление как компонент художественного целого песни // Владимир Высоцкий: Взгляд из 21 века. Материалы Третьей международной научной конференции. М., 2003. С. 141–142.

[2] Цитаты из авторских вступлений к песням приводятся по фонограмме концерта, предоставленной ГКЦМ В.С. Высоцкого (Москва).

[3] Орлицкий Ю.Б. Указ. соч. С. 142.

[4] См.: Каталог песен и стихов Владимира Высоцкого. М., 1995. (Приложение к ежемесячн. журн. «Вагант». Вып. № 43-46). С. 44–45.

[5] См.: Доманский Ю.В. Контекст в концертном наследии Высоцкого (песня «Я вам, ребята, на мозги не капаю…») // Поэзия и песня В.С. Высоцкого: Пути изучения. Калининград, 2006. С. 72–73.

[6] См.: там же. С. 78–79.