Миры Высоцкого

Введение

Эта страница является частью публикации «Рифма и строфика поэзии В. С. Высоцкого и их выразительные функции» .

а) Актуальность проблемы

Творчество Высоцкого изучается уже более двадцати лет, и свой вклад в его исследование внесли как многие именитые ученые, так и молодые литературоведы. Мало кому из поэтов и писателей ХХ в. в отношении издания научных работ повезло так, как Высоцкому: с 1997г. государственным культурным центром-музеем В.С.Высоцкого издается альманах «Мир Высоцкого. Исследования и материалы» (составители А.Е.Крылов, В.Ф.Щербакова, Б.Б.Жуков) – объемистые книги, в которые включаются работы по самым разным темам, касающимся Высоцкого и контекста его творчества.

О необходимости новых усилий в деле изучения как авторской песни в целом, так и отдельных ее авторов пишет В.А.Зайцев: «Перед современной, в том числе и филологической, наукой, изу­чающей авторскую песню — и как явление в целом, и в таких уже оп­ределившихся направлениях, как «окуджавоведение», «высоцковедение», «галичеведение», – стоят немалые исследовательские задачи в сферах углубленного осмысления проблем традиций и новаторства, жанрово-стилевого многообразия, поэтики, стиха... И хотя многое тут уже сделано, однако, думается, главные исследования еще впереди»[1].

Однако в стиховедении, несмотря на исключительно большие успехи именно этой дисциплины в последнее время, по сей день нет общего мнения даже о достаточно простых, базовых понятиях: точности и богатстве рифмы, внутренней рифме, максимальной длине строфы. В диссертации за теоретическую и методологическую основу приняты работы по теории литературы В.М.Жирмунского, М.Л.Гаспарова, Ю.Н.Тынянова, Б.В.Томашевского, К.Д.Вишневского, Д.С.Самойлова, О.И.Федотова, С.И.Кормилова, В.С.Баевского, П.А.Руднева, Е.Г.Эткинда. При разнице в мнениях о тех или иных вопросах стиховедения основой признавались точки зрения, основывающиеся на исследовании не выдержанного классического стиха, а стиха поэзии ХХ в.

Изучение поэзии Высоцкого с точки зрения стиховедения – задача особенно сложная, подходить к ней с обычных «классических» позиций нельзя из-за специфики песенного стиха, о которой неизменно говорят при упоминании этого аспекта изучения его песен. Возможно, поэтому при исключительном обилии работ о творчестве Высоцкого чрезвычайно мало исследований его метрики, ритмики, строфики и рифмы.

В то же время попытки создать абсолютно новый инструментарий исследования поэзии Высоцкого были бы не только маловероятными, но и едва ли необходимыми: дело в том, что Высоцкий не просто пользовался традиционными размерами и ритмикой, но даже практически не выходил за пределы силлабо-тонической системы стихосложения. Этот факт отмечается С.А.Матяш и О.А.Фоминой: «Поэт оперирует только формами классического стиха, хорошо освоенными русской поэзией»[2].

Споры на тему того, каким должен быть стиховедческий инструментарий для описания поэзии Высоцкого, за последнее время утихли, и немногочисленные работы, касающиеся ее метра или рифмы, опираются по-прежнему на классические методы стиховедения. К сожалению, может быть, из-за большого объема материала, может быть, из-за неопределенности с методами исследования количество этих работ растет медленно, и охватывают они чаще всего лишь небольшие части творчества поэта.

Между тем эта неисследованная сторона поэзии Высоцкого содержит в себе ответы на вопросы о его необычайно богатой и разнообразной рифме, о своеобразии строфики и о различии строф в песнях и стихотворениях и, кстати, может помочь дать ответ на вопрос о том, какие из стихотворений Высоцкого по авторскому замыслу должны были стать песнями, но не были доработаны или просто не сохранились в фонограммах. Отчасти исследование строфики и рифмы может разрешить некоторые текстологические проблемы, связанные с формой записи песен как четверостиший с «лесенкой» или более длинных строф.

В диссертации рассматриваются два аспекта стихосложения Высоцкого: рифма и строфика, а также связывающие их рифмовка и каталектика. И рифма, и строфика берутся как в синхроническом, так и в диахроническом аспекте, что позволяет определить развитие различных форм в творчестве поэта и выявить общие особенности его стихосложения. Помимо временных периодов, творчество Высоцкого разбивается на темы, а также делится по предназначению: песни для собственного исполнения, песни театра и кино, стихотворения и стихи «на случай». Отдельно исследуется строфика, но не во всех отношениях (это дело будущего), а главным образом как формы рифмовки – и в синхроническом плане, и в диахронии – и собственно со стороны объема строф.

 

b) Научная новизна

Если обратиться к уже существующим работам, касающимся стиха Высоцкого, то зачастую оказывается, что при подсчете, на основе которого делались какие-либо выводы, брался не весь корпус стихотворений и песен, а либо только песни, либо даже просто выборка наиболее известных произведений. Ни один из подобных подходов к выбору материала, конечно, адекватной картины дать не может. Вообще, отбор материала в данном случае – метод недопустимый, произведения здесь нужно учитывать только все без исключения, если ставить перед собой цель полноценного анализа строфики, рифмы или метрики Высоцкого.

Наиболее полно охватывает произведения Высоцкого работа П.А.Ковалева «Творчество В.С.Высоцкого и проблема песенного стиха»[3], привлекающая, как указано в таблице «Метрический репертуар поэзии Высоцкого», 865 стихотворных текстов[4], хотя в их количестве явная неточность, поскольку автор считает каждую часть полиметрических композиций за отдельный текст, а в собрании сочинений Высоцкого в 2-х томах (на материале которого и проводилось исследование) всего 529 стихотворных произведений, считая и неоконченную поэму. Статья посвящена главным образом метрическому аспекту поэзии Высоцкого, но как минимум о каталектике речь тоже ведется и сделаны интересные наблюдения, хотя автор, к сожалению, не проводит различия между текстами песенными и стихотворными, при том, что эта разница достаточно существенна, особенно как раз в метрическом аспекте. Это убедительно доказывает статья С.С.Бойко «О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов»[5], где впервые поднимается вопрос об актуальности проблемы стиховедческого исследования поэзии Высоцкого и затрагивается тема правомерности использования традиционного стиховедческого инструментария при анализе его произведений и произведений Окуджавы, чье творчество также почти совсем обошли исследователи-стиховеды. Автор в основном останавливается на проблеме метрики и ритмики и на метрических же примерах вполне убедительно доказывает свою правоту. «Если исходить из представления, что метр Высоцкого можно описать в терминах силлабо-тонической системы, то всевозможные отступления от метра тоже, по идее, должны описываться с помощью понятий анакрузы, спондея, пиррихия и т.д. /…/ Разумеется, никакие термины силлабо-тоники не приспособлены к описаниям такого рода (описаниям песенного звучания произведений. – Е.Ж.), поэтому попытка их применения сразу вызывает вопрос: а верно ли мы избрали инструментарий, если не хотим игнорировать основные отличительные особенности изучаемого художественного мира? /…/ Дело в том, что прецедент изучения творчества Высоцкого «с другого конца», не с позиций традиционной формальной поэтики, уже создан. М.В.Китайгородская и Н.Н.Розанова в своей статье констатируют, что применительно к Высоцкому «традиционные методы анализа, ориентированные прежде всего на письменную форму, могут оказаться недостаточно эффективными»[6]. /…/ Исследовательницы, в частности, привлекают внимание к расхождениям между реально звучащим словом и записанным текстом»[7]. После всех приведенных примеров и доводов С.С.Бойко приходит к следующим выводам: «а) теория формальной поэтики требует бережного творческого применения и постоянного учета семантической функции описываемых единиц; б) теория устной речи, а также стилистически маркированных пластов языка может быть широко применена при анализе письменных текстов, устных вариантов, а также при их сопоставлении»[8]. При всем том, что об исследовании метрики сделано немало ценных наблюдений, к проблеме строфики и рифмовки эти утверждения отнести сложнее из-за того, что на них произношение влияет гораздо меньше, чем на метрику. О воздействии устного исполнения на рифму, несомненно, нельзя забывать при определении точности/неточности и богатства/бедности рифмы, но это не означает необходимости принципиально менять весь инструментарий описания, как предлагает автор статьи.

Рассматривать одни только песни или избранные произведения неплодотворно - стиховедческое исследование едва ли может считаться вполне убедительным, если опирается не на весь корпус текстов. Конечно, возможно говорить о тенденциях, беря за основу только наиболее известные произведения, какой-либо сборник или даже только первый том двухтомного собрания сочинений Высоцкого, но отнюдь не приводить по ним статистику, претендующую на полноту картины, как в работах В.С.Баевского, О.В.Поповой и И.В.Тереховой[9] или Дж.Смита[10]. Существенные различия заметны даже на самом поверхностном уровне, при сравнении статистических данных: например, если по подсчетам П.А.Ковалева 4-стопный ямб составляет 3,6% от всех произведений Высоцкого, а у Дж.Смита – 3,4%, то в статье группы В.С.Баевского - 6,3%, - разница весьма заметная. Дело в том, что П.А.Ковалев пользовался всеми текстами собрания сочинений Высоцкого в двух томах, Смит – 288 песнями из парижского издания «Песни русских бардов» (1977-1978), а группа В.С.Баевского – текстами первого тома двухтомника.

Помимо собственного творчества Высоцкого, исследователи во многом опираются и на литературный контекст его, но в том, что касается стиховедения, произведения поэтов-современников до сих пор практически не привлекаются (исключение – статья В.Ф.Каюмовой «Некоторые замечания о четырехстопном ямбе у Высоцкого»[11] и диссертация О.А.Фоминой, о которой речь пойдет ниже), хотя несомненно влияние творчества как поэтов предшествующих поколений, так и современных Высоцкому. Конечно, приводится сравнительная статистика метрических форм у Высоцкого и других поэтов, но прямой связи имен почти нигде не прослеживается – кроме статьи Дж.Смита «Метрический репертуар русской гитарной поэзии», где сравнивается и метрический репертуар русской поэзии песенной и непесенной и ведущие размеры у Высоцкого, Окуджавы, Галича и остальных советских поэтов или малых поэтов-бардов – их современников.

В 2005г. в Самарском государственном университете была защищена кандидатская диссертация О.А.Фоминой «Стихосложение В.С.Высоцкого и проблема его контекста». Собственно стихосложению Высоцкого в диссертации посвящена лишь одна глава из трех, где рассматриваются метрика, строфика, каталектика и графика поэта, причем доминирует описание метрики, но есть и попытка классификации строфики и некоторое описание графики.[12] Поскольку диссертация О.А.Фоминой посвящается главным образом проблеме контекста этого аспекта творчества Высоцкого, то само стихосложение поэта описано сравнительно сжато, но с ценными данными по метрике, которой исследовательница занимается уже давно, если судить по весьма объемистому списку публикаций на тему диссертации, а также с интересными наблюдениями по части строфического репертуара Высоцкого.

При этом если исследовать каждую часть стихосложения отдельно, то получится несомненно более сложная картина. Такая значимая часть стихосложения Высоцкого, как рифма, впервые была рассмотрена в настоящей диссертации по возможности полно, с применением статистических методов исследования и компьютерных технологий, в синхроническом и диахроническом аспекте, выявлены особенности эволюции рифмы у Высоцкого и связь этого с творческой биографией поэта, а также с тематикой его произведений. Рифма была рассмотрена и как прием при создании комического эффекта. Кроме того, были проанализированы строфика и рифмовка: во-первых, строфика была рассмотрена с точки зрения объема (частично с привлечением метрических характеристик), во-вторых, в плане рифмовки и каталектики. Эти стороны стихосложения Высоцкого также рассматривались в связи с тематикой и по разным периодам творчества.

Редкие, спорные и нестандартные случаи рифмы и строфики описывались отдельно от остальных, что дало возможность проанализировать их, не объединяя со стандартными примерами.

Специально для данной диссертации профессиональным программистом по заказу и проекту автора исследования была разработана компьютерная программа статистики и вывода отчетов по ней. Эти отчеты составляют немалую часть работы по исследованию рифмы и строфики Высоцкого. Программа дает возможность ввести целый комплекс данных по произведениям. По каждому стихотворению или песне указываются источник, год написания, свойства рифм (богатство/бедность, точность/неточность) и характеристики строф (размер, каталектика, рисунок рифмовки и количество строф каждого типа в произведении), а также по мере надобности дается краткий комментарий. После ввода всего вышеуказанного по полученной информации составляются отчеты, причем в каждом отчете можно задать набор нужных параметров: выбрать период творчества, нужную категорию песен (например, военные песни или песни на тему дружбы) и т.д.

Программа написана на Microsoft Access, входящем в стандартный комплект Microsoft Office, и состоит из следующих компонентов:

1. База данных, содержащая информацию о песнях;

2. Система ввода данных;

3. Система поиска песен по ряду запросов, как-то: название, первая строка, любое слово из названия или первой строки;

4. Набор статистических отчетов с возможностью получения параметризации (в том числе – по заданным группам произведений);

5. Система категорий, позволяющая, создав любую категорию (выделив группу произведений), внести в нее необходимые произведения и далее составлять отчеты отдельно по каждой группе;

6. Набор сервисных функций: контроль за обязательностью ввода данных, отслеживание произведений без каких-либо данных.

 

Технические характеристики: программа работает в среде Microsoft Access 2002-2003; процессор от Pentium III 500 МГц; ОЗУ от 128 Мб; необходимое место на диске – 5-10 Мб при количестве единиц информации до 10 тыс.

В систему введены все произведения Высоцкого из собрания сочинений в 2-х томах и часть произведений из собрания сочинений в 5 томах, что составило всего 698 песен и стихотворений. Теоретически система способна содержать до 2 млрд единиц информации (например, песен или стихотворений); реально (при данном программном обеспечении) – до 100 тыс.

Иллюстрации, находящиеся в Приложении 1, отображают тот вид программы, в котором она использовалась автором в период работы над диссертацией.

 

с) Материал

Вообще о выборе материала в данном случае, как уже отмечалось, говорить недопустимо, поскольку если ставить перед собой цель полноценного анализа строфики, рифмы или метрики Высоцкого, произведения нужно учитывать только все без исключения. Казалось бы, сейчас, в начале XXI в., произведения Высоцкого изданы полностью и даже сверх того: в 1990-х гг. большую популярность приобрели его «посмертные» стихотворения и песни, якобы продиктованные духом поэта медиумам и контактерам[13]. Но и издания бесспорно принадлежащих поэту произведений далеко не все равноценны прежде всего в текстологическом отношении. Изданием, заслуживающим наибольшего доверия, по-прежнему остается собрание сочинений в двух томах под редакцией А.Е.Крылова (М., 1990), многократно переиздававшееся. В качестве вспомогательного издания для данной работы было взято собрание сочинений в пяти томах под редакцией С.В.Жильцова (Тула, 1993-1998). Это издание очень полезно в плане изучения маргинальных произведений Высоцкого: посвящений, песен для капустников, стихотворений «на случай», которые представлены очень широко и для раскрытия данной темы необходимы, но в двухтомнике не представлены вообще. Кроме того, в пятитомном издании встречается некоторое количество песен, отсутствующих в двухтомнике, которые также были учтены при статистических исследованиях.

Разделение песен на «просто песни» и «песни театра и кино» в некоторой степени условно, так как в первом томе двухтомного собрания сочинений есть и песни, звучавшие в кинофильмах «Вертикаль», «Стрелы Робин Гуда» и написанные на заказ к фильмам, но в картины не вошедшие. Составитель собрания сочинений А.Е.Крылов объясняет такой подход следующими соображениями: «Песни и циклы песен, написанные автором по заказу, непосредственно для спектаклей и фильмов и частично представляющие собой стилизации под определенный песенный жанр: народную, вагонную песню, старинный романс, шансонетку, тесно связанные со своей драматургической основой и вне контекста фильма или спектакля не всегда понятные, выделены в раздел "Песни театра и кино"»[14]. Именно такие песни, в соответствии с избранным как основа изданием, и будут далее пониматься под термином «песни театра и кино». Прочие же песни, даже писавшиеся Высоцким для фильмов (но чаще всего в эти фильмы не входившие), по сути являются абсолютно самостоятельными произведениями. Не исключено, что такая их «самостоятельность» была одной из причин, помимо официальной антипатии к поэту, по которой многие песни режиссерам не удавалось включить в картину. Наиболее показателен, конечно, случай с песнями к к/ф «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Это песни «Разбойничья» и «Купола», которые не только стали одними из известнейших и самых сильных произведений Высоцкого, но и, несомненно, рисковали «перетянуть» на себя внимание зрителей, как бы затмив при этом сам фильм.

В приведенной ниже таблице показано количество песен, взятых из двух указанных выше источников, с делением по разделам. Пункты 1-4 относятся к двухтомнику, в пункте 5 указано количество произведений из основного корпуса пятитомного издания, не встречающихся в двухтомнике, а в пункте 6 – число стихотворений «на случай» из пятитомника.

Количество произведений и источники


Источник

Кол-во произведений

1

Песни

314

2

Стихотворения

106

3

Песни театра и кино

108

4

Пятитомник

84

5

Стихотворения «на случай»

85


Итого

697

 

 

[1] Зайцев В.А. О путях развития авторской песни и проблемах ее изучения // Русская литература ХХ-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции 10-11 ноября 2004 года. М., 2004. С. 334.

[2] Матяш С.А., Фомина О.А. Полиметрия Высоцкого // Творчество Владимира Высоцкого в контексте художественной культуры ХХ века. Самара, 2001. С. 23.

[3] Ковалев П.А. Творчество В.С.Высоцкого и проблема песенного стиха // Высоцковедение и высоцковидение. Орел, 1994.

[4] Там же. С. 58.

[5]Бойко С.С. О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов // Мир Высоцкого. Вып.1. М., 1997.

[6] Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Творчество Владимира Высоцкого в зеркале устной речи // Вопросы языкознания. 1993. №3. С. 97.

[7] Бойко С.С. Указ. соч. С. 346-347.

[8] Там же. С. 351.

[9] Баевский В.С., Попова О.В., Терехова И.В. Художественный мир Высоцкого: стихосложение // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999.

[10] Смит Дж. Метрический репертуар русской гитарной поэзии // Смит Дж. Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002.

[11] Каюмова В.Ф. Некоторые замечания о четырехстопном ямбе у Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2001.

[12] Фомина О.А. Стихосложение В.С.Высоцкого и проблема его контекста. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2005.

[13] См.: Новые тексты Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.2. М., 1998.

[14] Высоцкий В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т.1. С. 589.

Оглавление статьи