Миры Высоцкого

Приложение 2

Эта страница является частью публикации «Рифма и строфика поэзии В. С. Высоцкого и их выразительные функции» .

Таблицы и графики данных по рифме и строфике Высоцкого

График 1. Распределение произведений с внутренними рифмами по годам

График 2. Распределение восьмистиший по годам

 

 

Таблица 1. Свойства рифм по периодам творчества



1953-1964

1965-1971

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

246

23,03%

1233

27,78%

Точная

Богатая (сост.)

13

1,22%

41

0,92%

Точная

Бедная

481

45,04%

1976

44,52%

Точная

Бедная (сост.)

9

0,84%

50

1,13%

Неточная

Богатая

51

4,78%

245

5,52%

Неточная

Богатая (сост.)

2

0,19%

31

0,70%

Неточная

Бедная

107

10,02%

277

6,24%

Неточная

Бедная (сост.)

11

1,03%

52

1,17%

Приблизительная

Богатая

30

2,81%

147

3,31%

Приблизительная

Богатая (сост.)

7

0,66%

46

1,04%

Приблизительная

Бедная

94

8,80%

269

6,06%

Приблизительная

Бедная (сост.)

17

1,59%

71

1,60%

Итого:

1068


4438


 

 


 


1972-1974

1975-1980

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

985

33,20%

1103

42,46%

Точная

Богатая (сост.)

30

1,01%

39

1,50%

Точная

Бедная

1369

46,14%

997

38,38%

Точная

Бедная (сост.)

34

1,15%

34

1,31%

Неточная

Богатая

103

3,47%

94

3,62%

Неточная

Богатая (сост.)

22

0,74%

13

0,50%

Неточная

Бедная

115

3,88%

50

1,92%

Неточная

Бедная (сост.)

12

0,40%

9

0,35%

Приблизительная

Богатая

99

3,34%

109

4,20%

Приблизительная

Богатая (сост.)

20

0,67%

25

0,96%

Приблизительная

Бедная

141

4,75%

115

4,43%

Приблизительная

Бедная (сост.)

37

1,25%

10

0,38%

Итого:

2967


2598


 

 

Таблица 2. Количество песен разной тематики по периодам

Тема

1953-1964

1965-1971

1972-1974

1975-1980

Блатная

35

6

0

1

Быт

2

22

7

3

Военная

5

22

7

3

Дружба

2

16

4

6

Любовь

8

23

7

5

Политика

0

19

2

7

Путешествия

1

20

7

6

Сказка

1

7

2

1

Спорт

0

16

5

0

Судьба

2

8

14

9

Творчество

1

14

7

3

Фантастика

0

4

0

2

Философская

8

26

21

23

Стихи "на случай"

26

33

6

20

 

Таблица 3. Количество типов строф в произведениях.

Количество типов

Произведения

%

1

276

38,98%

2

278

39,27%

3

107

15,11%

4

34

4,80%

5

6

0,85%

6

3

0,42%

7

1

0,14%

8

1

0,14%

9

2

0,28%

Итого:

708

100,00%

 

 

 

 

Таблица 4. Типы строф в произведениях.

Тип строфы

Количество строф

Количество произведений

Одностишие

27

6

Двустишие

138

37

Трехстишие

40

10

Четверостишие

3747

522

Пятистишие

308

77

Шестистишие

377

96

Семистишие

40

11

Восьмистишие

378

79

Девятистишие

3

2

Десятистишие

6

2

Одиннадцатистишие

5

3

Двенадцатистишие

5

1

Тринадцатистишие

2

1

Итого

5076


 

Таблица 5. Свойства рифм в произведениях высокой, нейтральной и низкой тематики

 


Дружба

Военная

Любовь

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

206

37,73%

176

29,83%

202

27,67%

Точная

Богатая (сост.)

2

0,37%

3

0,51%

9

1,23%

Точная

Бедная

224

41,03%

248

42,03%

301

41,23%

Точная

Бедная (сост.)

10

1,83%

3

0,51%

10

1,37%

Неточная

Богатая

32

5,86%

40

6,78%

35

4,79%

Неточная

Богатая (сост.)

3

0,55%

4

0,68%

2

0,27%

Неточная

Бедная

14

2,56%

45

7,63%

51

6,99%

Неточная

Бедная (сост.)

2

0,37%

6

1,02%

7

0,96%

Приблизительная

Богатая

14

2,56%

13

2,20%

30

4,11%

Приблизительная

Богатая (сост.)

4

0,73%

3

0,51%

12

1,64%

Приблизительная

Бедная

32

5,86%

38

6,44%

55

7,53%

Приблизительная

Бедная (сост.)

3

0,55%

11

1,86%

16

2,19%

Итого


546


590


730


 

 

 

 


Путешествия

Горы

Море

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

184

35,11%

39

33,33%

168

36,52%

Точная

Богатая (сост.)

3

0,57%

1

0,85%

3

0,65%

Точная

Бедная

208

39,69%

54

46,15%

167

36,30%

Точная

Бедная (сост.)

8

1,53%

2

1,71%

6

1,30%

Неточная

Богатая

36

6,87%

5

4,27%

40

8,70%

Неточная

Богатая (сост.)

5

0,95%

4

0,87%

Неточная

Бедная

23

4,39%

4

3,42%

30

6,52%

Неточная

Бедная (сост.)

1

0,19%

3

0,65%

Приблизительная

Богатая

18

3,44%

3

2,56%

18

3,91%

Приблизительная

Богатая (сост.)

3

0,57%

1

0,85%

2

0,43%

Приблизительная

Бедная

26

4,96%

7

5,98%

17

3,70%

Приблизительная

Бедная (сост.)

9

1,72%

1

0,85%

2

0,43%

Итого


524


117


460


 

 

 


Творчество

Поэзия

Музыка

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

117

31,20%

109

31,59%

43

33,86%

Точная

Богатая (сост.)

8

2,13%

8

2,32%

2

1,57%

Точная

Бедная

164

43,73%

148

42,90%

56

44,09%

Точная

Бедная (сост.)

4

1,07%

4

1,16%

Неточная

Богатая

23

6,13%

22

6,38%

5

3,94%

Неточная

Богатая (сост.)

1

0,27%

1

0,29%

Неточная

Бедная

17

4,53%

15

4,35%

9

7,09%

Неточная

Бедная (сост.)

Приблизительная

Богатая

22

5,87%

22

6,38%

5

3,94%

Приблизительная

Богатая (сост.)

8

2,13%

8

2,32%

1

0,79%

Приблизительная

Бедная

10

2,67%

7

2,03%

6

4,72%

Приблизительная

Бедная (сост.)

1

0,27%

1

0,29%

Итого


375


345


127


 

 

 


Судьба

Философия

Спорт

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

244

33,11%

534

35,60%

151

36,21%

Точная

Богатая (сост.)

7

0,95%

15

1,00%

3

0,72%

Точная

Бедная

317

43,01%

642

42,80%

179

42,93%

Точная

Бедная (сост.)

12

1,63%

15

1,00%

4

0,96%

Неточная

Богатая

37

5,02%

55

3,67%

11

2,64%

Неточная

Богатая (сост.)

3

0,41%

6

0,40%

8

1,92%

Неточная

Бедная

31

4,21%

59

3,93%

16

3,84%

Неточная

Бедная (сост.)

5

0,68%

4

0,27%

2

0,48%

Приблизительная

Богатая

34

4,61%

60

4,00%

14

3,36%

Приблизительная

Богатая (сост.)

4

0,54%

9

0,60%

6

1,44%

Приблизительная

Бедная

33

4,48%

82

5,47%

19

4,56%

Приблизительная

Бедная (сост.)

10

1,36%

19

1,27%

4

0,96%

Итого


737


1500


417


 

 

 

 


Сказка

Фантастика

Политика

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Точная

Богатая

89

28,43%

31

24,80%

245

33,15%

Точная

Богатая (сост.)

1

0,32%

11

1,49%

Точная

Бедная

143

45,69%

52

41,60%

328

44,38%

Точная

Бедная (сост.)

1

0,32%

2

1,60%

8

1,08%

Неточная

Богатая

12

3,83%

9

7,20%

36

4,87%

Неточная

Богатая (сост.)

2

0,64%

1

0,80%

5

0,68%

Неточная

Бедная

18

5,75%

6

4,80%

33

4,47%

Неточная

Бедная (сост.)

6

1,92%

4

3,20%

10

1,35%

Приблизительная

Богатая

12

3,83%

11

8,80%

26

3,52%

Приблизительная

Богатая (сост.)

23

7,35%

4

0,54%

Приблизительная

Бедная

6

1,92%

6

4,80%

27

3,65%

Приблизительная

Бедная (сост.)

3

2,40%

6

0,81%

Итого


313


125


739


 


Блатная

Быт

Юмор

Точность

Богатство

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

%

Кол-во рифм

 

%

Точная

Богатая

130

24,39%

295

34,58%

325

29,31%

Точная

Богатая (сост.)

5

0,94%

6

0,70%

22

1,98%

Точная

Бедная

211

39,59%

409

47,95%

509

45,90%

Точная

Бедная (сост.)

5

0,94%

12

1,41%

18

1,62%

Неточная

Богатая

30

5,63%

28

3,28%

46

4,15%

Неточная

Богатая (сост.)

2

0,38%

4

0,36%

Неточная

Бедная

50

9,38%

40

4,69%

59

5,32%

Неточная

Бедная (сост.)

4

0,75%

6

0,70%

11

0,99%

Приблизительная

Богатая

17

3,19%

13

1,52%

37

3,34%

Приблизительная

Богатая (сост.)

4

0,75%

10

1,17%

10

0,90%

Приблизительная

Бедная

64

12,01%

23

2,70%

59

5,32%

Приблизительная

Бедная (сост.)

11

2,06%

11

1,29%

9

0,81%

Итого


533


853


1109


 

Таблица 6. Распределение произведений с внутренними рифмами по источникам

Источник

Количество произведений

Песни

43

Стихотворения

10

Театр и кино

15

Пятитомник

12

Стихи "на случай" (пятитомник)

3

Итого

83

 

 

 


[1] Зайцев В.А. О путях развития авторской песни и проблемах ее изучения // Русская литература ХХ-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Международной научной конференции 10-11 ноября 2004 года. М., 2004. С. 334.

[2] Матяш С.А., Фомина О.А. Полиметрия Высоцкого // Творчество Владимира Высоцкого в контексте художественной культуры ХХ века. Самара, 2001. С. 23.

[3] Ковалев П.А. Творчество В.С.Высоцкого и проблема песенного стиха // Высоцковедение и высоцковидение. Орел, 1994.

[4] Там же. С. 58.

[5]Бойко С.С. О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов // Мир Высоцкого. Вып.1. М., 1997.

[6] Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Творчество Владимира Высоцкого в зеркале устной речи // Вопросы языкознания. 1993. №3. С. 97.

[7] Бойко С.С. Указ. соч. С. 346-347.

[8] Там же. С. 351.

[9] Баевский В.С., Попова О.В., Терехова И.В. Художественный мир Высоцкого: стихосложение // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999.

[10] Смит Дж. Метрический репертуар русской гитарной поэзии // Смит Дж. Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002.

[11] Каюмова В.Ф. Некоторые замечания о четырехстопном ямбе у Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 5. М., 2001.

[12] Фомина О.А. Стихосложение В.С.Высоцкого и проблема его контекста. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2005.

 

[13] См.: Новые тексты Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.2. М., 1998.

[14] Высоцкий В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т.1. С. 589.

[15] См.: Новиков В.И. В Союзе писателей не состоял… Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991; Ковалева Т.В. Концепция рифмы в песенном цикле «Алиса в Стране чудес» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999; Баевский В.С., Попова О.В., Терехова И.В. Художественный мир Высоцкого: стихосложение // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999; Шатин Ю.В. Поэтическая система В.Высоцкого // http://otblesk.com/vysotsky/i-shat01.htm

[16] Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С. 308.

[17] Там же. С. 316.

[18] Тексты песен, за исключением специально оговоренных, даются по изданию: Высоцкий В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1991 – с указанием тома и страницы арабскими цифрами.

[19] Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. М., 1999. С. 100.

[20] Кормилов С.И. Указ. соч. С. 100-101.

[21] Даже при общих подсчетах сказывается разница охваченного материала. Выше приводились «разногласия» исследователей по четырехстопному ямбу. Пятистопный ямб в подсчетах Ковалева составляет 12% от всех произведений; у группы Баевского данные довольно близки к ним – 11,7%, а в статье Дж. Смита «Метрический репертуар русской гитарной поэзии», в которой использовано 288 песен из издания «Песни русских бардов» (Париж, 1977-1978), пятистопному ямбу отведено 14,8%.

[22] Произведения, цитируемые по изданию: Высоцкий Владимир. Соб. соч.: В 5 томах. Тула, 1993-1998, – даются в скобках с указанием тома римской цифрой, страницы – арабской.

[23] См.: Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982. С. 332-337.

[24] Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. С.296.

[25] Там же. С.298.

[26] Новиков В.И. Указ. соч. С.171.

[27] Там же. С.176.

[28] Богомолов Н.А. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М., 2004. С. 394.

[29] Соколова И.А. Авторская песня: определения и термины // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.4. М., 2000. С. 449.

[30] Левина Л.А. Грани звучащего слова. Эстетика и поэтика авторской песни. М., 2002.

[31] Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. С.50.

[32] См. об этом: Кулагин А.В. Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого (1964-1969) // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.2. М., 1998.

[33] Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. С. 51.

[34] Жирмунский В.М. Указ. соч. С.263-264.

[35] Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. С. 202-203.

[36] Самойлов Д.С. Указ. соч. С. 202.

[37] Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Сост., автор статей и примечаний В.Е.Холшевников. Л., 1987. С. 542.

[38] Высоцкий В.С. О времени, о себе. Душанбе, 1990. С. 43.

[39] Бердникова О., Мущенко Е. "Среди нехоженых дорог одна – моя…"(Тема судьбы в поэзии В.С. Высоцкого) // В.С. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990.

[40] Кулагин А.В. Поэзия В.С. Высоцкого. Творческая эволюция. М., 1997. С. 16.

[41] См.: Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. М., 1988. С. 276.

[42] См.: Жирмунский В.М. Указ. соч. С. 350-355.

[43] Высоцкий В.С. О времени, о себе. С. 43.

[44] См.: Жирмунский В.М. Указ. соч. С. 261-262.

[45] Владимир Семенович Высоцкий. Библиографический справочник /1960-1990 гг./. Что? Где? Когда? Харьков, 1992. С. 394.

[46] Об именах у Высоцкого см.: Кормилов С.И. Антропонимика в поэзии Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М., 1999.

[47] По данным П.А.Ковалева, Я5 встречается в 104 из 309 ямбических текстов Высоцкого и среди ямбов является вторым по популярности, после Я разностопного – 12% и 12,6% соответственно, а Д3 присутствует только в 3 произведениях из 26 текстов с дактилем. (см.: Ковалев П.А. Творчество В.С.Высоцкого и проблема песенного стиха. С. 57).

[48] Высоцкий В.С. Четыре четверти пути. М., 1989. С. 230.

[49] Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русского стиха. Владимир, 1981. С. 51.

[50] См.: Кихней Л.Г., Сафарова Т.В. К вопросу о фольклорных традициях в творчестве Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.3. Т. 1. М., 1999.

[51] См.: Владимир Высоцкий: монологи со сцены. М., 2000. С. 202.

[52] Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 75.

[53] Там же.

[54] См.: Вдовин С. «Растащили меня, но я счастлив…» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.4. М., 2000; Крылов А.Е. Бытование и трансформация крылатых выражений Высоцкого в газетно-журнальных заголовках // Там же.

[55] Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 124.

[56] Дземидок Б. О комическом. М., 1974. С. 103.

[57] Новиков В.И. Указ. соч. С. 172.

[58] Жирмунский В.М. Указ. соч. С. 350.

[59] Фомина О.А. Строфика Высоцкого // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. №2. С. 39.

[60] Жирмунский В.М. Указ. соч. С.271.

[61] См.: Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988. С. 77.

[62] См.: Кулагин А.В. Указ. соч. С. 10.

[63] У В.М.Жирмунского в сборнике «Теория стиха» приведен ряд примеров ритмической монотонии у поэтов-романтиков и поэтов Серебряного века (с. 262).

[64] См.: Федина Н.В. О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого // В.С. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990; Воронова М.В. Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев В.С. Высоцкого // Там же; Рощина А.А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998.

[65] Ковалева Т.В. Концепция рифмы в песенном цикле «Алиса в стране чудес» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2.

[66] Там же. С. 195.

[67] Там же. С. 198.

[68] Кулагин А.В. Указ. соч. С. 169.

[69] Высоцкий В.С. Четыре четверти пути. С. 126.

[70] Там же. С. 119.

[71] Там же. С. 121.

[72] Жирмунский В.И. Указ. соч. С. 372.

[73] Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. С. 302.

[74] Там же.

[75] О сложности и новаторстве стихосложения И.Бродского британский исследователь Джеральд Смит говорит в статье, посвященной стихосложению поэта: «Иосиф Бродский /…/ был новатором формы – изобретательным, настойчивым и, как кажется, очень влиятельным. Это – общее место в быстро множащейся научной литературе о нем; при этом его обычно лишь восторженно хвалят (а изредка столь же категорично осуждают), но не показывают, в чем это новаторство состоит» (Смит Дж. Стихосложение последних стихотворений И.Бродского // Смит Дж. Взгляд извне. Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002. С. 481). Строфике Бродского в этой статье отведено очень немного места, но все же действительно по приведенным данным можно убедиться в ее разнообразии и богатстве.

[76] Шпилевая Г.А. О композиционных повторах // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т.2. М., 1999.

[77] Шатин Ю.В. Поэтическая система В.Высоцкого // http://otblesk.com/vysotsky/i-shat01.htm.

[78] Фомина О.А. Строфика Высоцкого // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. №2.

[79] Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 165.

[80] Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. С. 107.

[81] См.: Вишневский К.Д. Строфика Лермонтова // Уч. зап. Пензенского педагогического ин-та. Сер. филол. Вып.14. 1965.

[82] Фомина О.А. Строфика Высоцкого. С. 38.

[83] Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. Кн. 2. М., 2002. С. 323.

[84] Ковалев П.А. Творчество В.С.Высоцкого и проблема песенного стиха. С. 61.

[85] Матяш С.А., Фомина О.А. Полиметрия Высоцкого. С.20.

[86] См.: Руднев П.А. Из истории метрического репертуара русских поэтов XIX – начала XX в. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок) // Теория стиха. Л., 1968. С. 118.

[87] См.: Ковалев П.А. Указ. соч. С. 57-58.

[88] Там же. С. 59.

[89] Здесь мы принимаем за основу ту запись, которая дана в двухтомнике, хотя звучит эта строфа как четверостишие.

[90] Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Кн. 2. С. 127.

[91] Там же. С. 170.

[92] Там же. С. 178.

[93] См.: Ковалева Т.В. Концепция рифмы в песенном цикле «Алиса в стране чудес» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2.

[94] См.: Фомина О.А. Строфика Высоцкого. С. 38.

[95] Кормилов С.И. Изолированные четверостишия Высоцкого // Формальные методы в лингвистической поэтике. II. СПб. (в печати).

[96] Там же.

[97] См.: Ковалев П.А. Указ. соч. С. 64.

[98] Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Кн.2. С. 12.

[99] См.: Кулагин А.В. Указ. соч. С. 64.

[100] См.: Фомина О.А. Указ. соч. С. 36.

[101] Ср. описание балладных восьмистиший в книге О.И.Федотова (указ. соч. Т. 2. С. 255-257).

[102] Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. С. 69.

[103] Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 51.

[104] Жирмунский В.М. Теория стиха. С. 271.

[105] Под сборником «Избранное» имеется в виду издание: Высоцкий В. Избранное. М., 1988.

[106] Жирмунский В.М. Указ. соч. С. 272.

[107] Матяш С.А., Фомина О.А. Полиметрия Высоцкого. С. 22.

[108] См.: Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., 1973. С. 186.

[109] См.: Фомина О.А. Строфика Высоцкого. С. 38.

[110] Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. С. 302.

[111] См.: Фомина О.А. Указ. соч. С. 36-37.

[112] Об этом, например, есть несколько рассказов Изы Константиновны Высоцкой (Жуковой), первой жены поэта, в книге «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого». С. 131-147.

[113] Фомина О.А. Строфика Высоцкого.

[114] Cм.: Кормилов С.И. Изолированные четверостишия Высоцкого.

[115] Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Кн. 2. С. 137.

[116] По какой-то причине исследовательница приводит здесь примеры и только дактилических, и только женских клаузул по отдельности.

[117] Ковалева Т.В. Концепция рифмы в песенном цикле «Алиса в стране чудес». С. 195. Последний пример – скорее сочетание женского (бранúм и) окончания с дактилическим (вы мои).

[118] Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Т.2. С. 167.

[119] О сложностях текстологии рукописей Высоцкого см. комментарии к собранию сочинений в двух томах (1, 585-586).

[120] См.: Федотов О.И. Указ. соч. С. 167.

[121] См.: Федотов О.И. Указ. соч. С. 220.

[122] Фомина О.А. Монорим Высоцкого // Материалы региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Оренбургской области. Ч.3. Оренбург, 2004. С. 13.

[123] См.: Высоцкий В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. С. 494.

[124]См.: Томенчук Л.Я. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек. Днепропетровск, 2003. С.121-127.

[125] См.: Томенчук Л.Я. «…А истины передают изустно». Днепропетровск, 2004. С. 45-88.

[126] Новиков В.И. Указ. соч. С. 173.

[127] Гаспаров М.Л. Рифма Бродского // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 92.

Оглавление статьи