|
Эта страница является частью публикации «Вглубь авторской песни» .
И. Б. Ничипоров, Е. И. Жукова
Репутацию крупного центра по изучению творческого наследия В.Высоцкого заслуженно имеет на сегодняшний день Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого, который, в активном сотрудничестве с кафедрой истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ, уже не первый год проводит научные конференции и чтения, выпускает много посвященной творчеству русских поэтов-бардов литературы, ярким подтверждением чему могут служить ежегодно появляющиеся альманахи «Мир Высоцкого» 1. Значимым этапом научного изучения авторской песни стали и недавние издания ГКЦМ *.
Существенным в написанной на основе защищенной в МГУ кандидатской диссертации монографии И.А.Соколовой стал заметно теоретизированный подход к изучению феномена авторской песни как синтетического явления искусства в контексте отечественной поэтической – фольклорной и литературной - традиции. Монография включает в себя пять глав и обширную библиографию.
В начальной части работы И.А.Соколова систематизирует имеющиеся представления о формах бытования авторской песни как неподцензурного явления на начальном этапе ее развития – в 50-60-е гг.: в составе студенческих песенников, отдельных журнальных публикаций, в самиздатских поэтических сборниках, в качестве песен для кинофильмов. Научный интерес представляют и намеченная жанровая классификация песенной поэзии (песни-рассказы, -очерки, -диалоги, -монологи, -репортажи, -эссе и др.), и прослеженная история формирования в бардовской и литературно-критической среде самого понятия «авторская песня». При этом если соотношение авторской и самодеятельной песни раскрыто в книге исчерпывающе, то с вопросом о разграничении традиционной авторской песни и позднейшей бардовской поэзии 80-90-х гг., рок-поэзии, эстрады дело обстоит сложнее. Это объясняется большей сосредоточенностью исследователя именно на истоках авторской песни, а не на последующих путях ее эволюции, что несомненно открывает широкую перспективу для будущих исследований.
В научном осмыслении сложного генезиса авторской песни И.А.Соколова во многом является первопроходцем. С опорой на богатейший материал ею показано творческое взаимодействие бардов с жанровой системой традиционного фольклора в диапазоне от обрядовой, лирической песни до прибаутки. Крупным планом выделена в этой связи фигура Б.Окуджавы, «фольклорный настрой» поэтического мира которого скрупулезно прослежен в монографии: от частушечных и былинных источников его песен, стилизаций до «галереи фольклорных образов» (с.71), конкретных стилевых особенностей, роднящих его произведения с народным творчеством. Подробному рассмотрению подвергнуто и творческое соотношение авторской поэзии с советской песенно-поэтической культурой 30-40-х гг., точно охарактеризовано отталкивание бардов от помпезности, «громкости» советской песни и одновременно воздействие на формировавшуюся авторскую песню творчества крупных представителей «песенной волны» предшествующей эпохи – М.Исаковского и А.Фатьянова, а также «театра песни» (Л.Орлова, Л.Утесов, М.Бернес и др.). Перспективным в свете отчетливой для современной науки тенденции к соотнесению начал и концов минувшего литературного столетия становится в работе И.А.Соколовой и установление преемственных связей бардов с романсовым творчеством А.Вертинского.
Во многом новаторским можно считать раздел монографии «Авторская песня и нетрадиционный фольклор», где подробно рассмотрены такие жанры, как «уличные», «дворовые», «тюремные», «блатные» песни, которые нередко входили в исполнительский репертуар бардов и без учета специфики которых невозможна полноценная интерпретация «уличных песенок» Б.Окуджавы, раннего творчества В.Высоцкого, наследия А.Галича, некоторых важнейших произведений Ю.Визбора. В этом ряду – и «кружковые», формировавшиеся в интеллигентских кругах «песни компании» («студенческие», «туристские», «кухонные» и др.), с которыми генетически было соотнесено, как показывает И.А.Соколова, творчество Б.Окуджавы, М.Анчарова, А.Городницкого, Ю.Визбора, В.Высоцкого, А.Галича и др. В этом смысле принципиально важным становится разговор о конкретных социокультурных формах «неофициального» бытования песенной поэзии.
Развернутые творческие портреты отдельных бардов удачно совмещены в книге И.А.Соколовой с поиском магистральных тенденций развития авторской песни – на уровне связей с предшествующей поэтической традицией, жанровых форм, образной системы, «характерных мотивов»… Так заметный пробел в изучении творчества крупных фигур бардовской поэзии отчасти восполняется И.А.Соколовой в монографических очерках о М.Анчарове и Ю.Визборе. При этом в первом из них особенно ценны суждения о новаторских жанровых поисках Анчарова, его «песенной драматургии», предвосхитившей типологически близкие явления в творчестве других бардов. Выделяя же «сквозные» факторы динамики авторской песни, исследователь подробно анализирует самобытное преломление цыганской темы и вековой традиции «цыганского романса» в произведениях Б.Окуджавы, В.Высоцкого и А.Галича, а также романтико-утопические мотивы авторской песни, в особенности «оттепельного» периода, хотя этому разделу явно недостает внимания к проявившейся, например, у В.Высоцкого, А.Галича, Ю.Кима, А.Городницкого антиутопической тенденции.
При очевидной научной неравноценности глав (от основанных на огромном фактическом материале I, II, IV до преимущественно обзорной III и явно эскизной заключительной V главы) вышедшая небольшим тиражом (700 экз.) монография И.А.Соколовой стала, безусловно, важным шагом вперед в изучении прежде всего генезиса авторской песни и ее поэтики, что, очевидно, сделает ее одной из самых востребованных работ по литературе этого периода.
Посвященные наследию А.Галича и Б.Окуджавы приложения к альманаху «Мир Высоцкого» также стали важными вехами на пути научного осмысления авторской песни. Исследование творчества этих поэтов началось не так давно и в основном находится пока на уровне разбора отдельных произведений, мотивов их поэзии.
Существенный вклад в изучение произведений этих бардов внес МГУ: в сборниках опубликованы работы профессоров филологического факультета В.А. Зайцева («В поисках жанра: о «маленьких поэмах» Александра Галича», «Песни грустного солдата. О военной теме в поэзии Булата Окуджавы»), Н.М. Солнцевой («О «Бедном Амвросимове» Б. Окуджавы и «14 декабря» Д. Мережковского»), к.ф.н. И.Б. Ничипорова («Поэтические портреты городов в лирике Булата Окуджавы») и профессора факультета журналистики Вл.И. Новикова («Песни и «перепесни». Окуджава и пародия»).
В обоих сборниках присутствуют статьи, не только исследующие творчество Галича и Окуджавы, но и содержащие сопоставление его с поэзией Высоцкого, что вполне обоснованно в свете постепенно складывающейся тенденции к комплексному изучению бардовской поэзии. Это статьи А.В. Кулагина «Галич и Высоцкий: поэтический диалог», в которой рассматриваются общие аспекты темы, а также более конкретизированные разборы Л.А. Левиной «"Страшно, аж жуть!". Страшная баллада у А. Галича и В. Высоцкого» и С.В. Вдовина «Польские мотивы в поэзии Окуджавы, Высоцкого, Галича». Последняя работа в основном касается стихотворений Окуджавы (недаром помещена в сборнике, ему посвященном), а поэзию Высоцкого и Галича, у которых Польша представлена гораздо скромнее, затрагивает вскользь, не обнаруживая взаимного влияния поэтов.
Две статьи в сборнике о Галиче сопряжены с проблемой жанра и освещают ее с разных точек зрения. В.А. Зайцев подробно анализирует «маленькие поэмы» Галича с учетом культурного контекста эпохи, а С.В. Свиридов в статье «"Литераторские мостки". Жанр. Слово. Интертекст» с опорой на указанный поэтический цикл делает выводы о характере творчества Галича в целом, иногда несколько увлекаясь отвлеченными рассуждениями о жанре и модным в современном литературоведении понятием интертекста. Жанровые особенности поэзии другого барда нашли отражение в статье Л.А. Левиной «Три этюда на тему Булата Окуджавы».
Поэтике Окуджавы посвящены две статьи: «О поэтике Булата Окуджавы» С.Б. Христофоровой и «Мелодичность как тематическая и структурная доминанта поэтики Б.Ш. Окуджавы» Е.Р. Кузнецовой. Первая - в основном обзорная, рассматривающая в общих чертах поэтический словарь Окуджавы, лейтмотивы его поэзии, «интимизацию» его стиля (термин автора) и, наконец, песенную основу поэтических текстов. К последнему аспекту обращена статья Е.Р. Кузнецовой, где тщательно анализируются мелодика стиха, приемы его звуковой инструментовки, интонация – словом, те черты, которые очень важны для понимания особенностей поющегося текста - и не только у Окуджавы. Возрастание интереса исследователей к этой теме доказывается и еще одной статьей сборника - «Песенный стиль Б. Окуджавы как образец авторской песни» искусствоведа М.В. Каманкиной, где также привлекается песенный контекст.
В работе А.Н. Костромина, посвященной всего одной песне Галича - «"Ошибка" Галича: ошибки сегодняшние и всевременные», показано происходящее здесь органичное соединение социально-политической злободневности и глубокой философской проблематики.
Статьи, касающиеся отдельных тем и мотивов в творчестве обоих бардов, занимают основное место в сборниках. О теме времени у Галича - работа И.А. Соколовой «"У времени в плену"». Очень эмоционально написанная статья Н.В. Волкович «"На сопках Маньчжурии": реализация мотива памяти» является подробным и тщательным разбором этой песни, в том числе и мотива памяти в ней.
О стихотворениях, вошедших в первую книгу Б. Окуджавы, говорит О.М. Розенблюм в работе «О некоторых темах и образах книги "Лирика"». Здесь действительно выявлены некоторые темы и образы, подчас не совсем систематизированные, хотя интересные наблюдения молодого автора бесспорно заслуживают внимания.
Очень задушевная поэзия Окуджавы не случайно привлекла внимание исследователей к категории души в его стихотворениях. Это отразилось в статьях «Концепт душа в индивидуально-авторской языковой картине мира Б.Окуджавы» К.А. Агабековой и «"Что такое душа?.."» Е.В. Купчик.
Интересен отличающийся от других исследований экскурс Вл.И. Новикова в область истории пародии на Окуджаву (статья «Песни и «перепесни». Окуджава и пародия»), отражающей восприятие творчества поэта современниками, удачные и неудачные попытки раскрыть основные приемы его поэзии.
Не обойдена вниманием и проза Окуджавы – в сборник включены две статьи: «"Пепел Клааса бьется в моей груди". Эпическая проза лирического поэта: о романе "Упраздненный театр"» В.П. Скобелева и «О «Бедном Амвросимове» Б. Окуджавы и «14 декабря» Д. Мережковского» Н.М. Солнцевой.
В обоих сборниках помещены статьи А.Е. Крылова («О проблемах датировки авторских песен. На примере творчества Александра Галича» и «О задачах и особенностях текстологии поэтических произведений Окуджавы. К постановке проблемы»). Они связаны с проблемой текстологического исследования поэзии Галича и Окуджавы 2, которая встает особенно остро, когда речь идет о датировке и публикации звучащих текстов.
Оканчиваются сборники – по традиции, уже укоренившейся в изданиях ГКЦМ В.С. Высоцкого, – библиографическим разделом, где представлен список литературы о творчестве Александра Галича, вышедшей с 1988 по 2001 г., и работ о Булате Окуджаве 2000-2002 гг. (сост. А.Е.Крылов). Этот раздел следует отнести к числу существенных достоинств издания - он значительно облегчает ориентацию исследователя в немалом потоке разнокачественной литературы, связанной с бардовской поэзией.
Очевидно, что новые издания ГКЦМ В.С.Высоцкого, научное качество которых заслуживает высокой оценки, открывают новые перспективы исследования авторской песни в литературном и культурном контексте ХХ в.
Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. М., 2003. №4. С. 198-203
*Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии / ГКЦМ В.С.Высоцкого; Благотворит. фонд Владимира Высоцкого, М., 2002. 292 с.; Галич. Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А.Е.Крылов; ГКЦМ В.С.Высоцкого. М.,2001. 232 с. – (Прил. к V вып. альм. «Мир Высоцкого»); Окуджава. Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А.Е.Крылов; ГКЦМ В.С.Высоцкого. М., 2002. 260 с. – (Прил. к VI вып. альм. «Мир Высоцкого»).